Жемчужниково, Липецкая область. В поисках корней.
Прошло уже почти семьдесят лет с
тех пор, как моя бабуся уехала из родной деревни. Далеко и навсегда. Из ее
рассказов я помню смутно только какие-то детали: детство без особых радостей, как
во время войны на пару дней пришли немцы, как тяжело и голодно было в те годы.
Да еще остались в памяти названия – Тербуны, Колодезь, Долгоруково. Никогда не
думал, что осяду надолго недалеко от этих мест.
Меня давно подмывало съездить на родину предков. Но все время было недосуг, да и просто так не добраться – транспорт туда не ходит. До меня доходили слухи, что деревня пришла в упадок, что там почти никого не осталось. Само ее название расплывалось и таяло. Жемчуги, Жемчужная, Жемчужниково – я встречал разные варианты. В наш век интернетизации всего и вся единственное, что от нее осталось – это пятнышко на картах самого большого масштаба. Гугл даже не посчитал нужным подписать эту кляксу. Википедия сообщает, что в 2010 году перепись нашла там 9 обитателей.
Чуть больше сотни километров преодолеваем за два часа. Мы едем через село Конь-Колодезь, здесь проходит бесплатный дублер М4. Огромное количество переходов, «лежачих полицейских», светофоров и постоянное ограничение скорости тридцатью километрами, кажется, устроены не для удобства местных жителей, а для того, чтобы заставить водителя сто раз пожалеть, что не поехал по платному участку и убедить не повторять свою ошибку в будущем.
Неспешное продвижение позволяет
рассмотреть само село. Конь-Колодезь появился около трех с половиной веков тому
назад, стела с фигурой загадочного коня (никто толком не знает, человек ли,
животное ли, явление ли природы – стремительная вода речушки – увековечено в
названии) красуется у трассы. Интересна церковь Иоанна Богослова 1835 года
постройки.
У Хлевного повернули в сторону
Дона. Дорога, на удивление качественная и оживленная, извивается среди холмов.
Любопытна Казанская церковь на окраине села Каменка. Построена она была в 1825
году, с тех пор обветшала. Недавно ее начали восстанавливать. Барабан купола,
как шея в корсет, одет в леса, а сам купол огромной свежевыкрашенной синей луковицей
с золотыми звездами величественно восседает сверху. В воскресенье работы не
ведутся, одинокая бетономешалка дремлет на страже у мрачных пустых проемов в
стене.
За селом Яковлево свернули вправо.
Безлюдная дорога вывела нас к Дуброво, здесь мы распрощались с асфальтом, и
двинулись по грунтовке. Ее покрытие – технологически выверенная смесь песка,
пыли, камней и колдобин – полностью соответствовало вековым традициям.
Подбираемся к Юрасовке, огибаем ее и прудик, вдали виднеются несколько крыш.
Полагаю, это и есть наша цель. Местные жители подтверждают, да, это Жемчуги.
Ныряем с холма вниз, поднимаемся наверх и теряем наш ориентир. Плетемся через
поле почти наощупь. Немного поплутав, проезжаем мимо терновника, выстроившегося
плотной шеренгой у небольшого лесочка. Мелкие сладкие, терпковатые ягоды
превращают его в сизое облачко, приютившееся у самой земли. Это и есть въезд в
деревню, которую я искал.
Останавливаемся у первого домика.
На нем висит большая жестяная вывеска, возвещающая о том, что в 1861 году здесь
была усадьба Владимира Михайловича Жемчужникова, одного из соавторов
знаменитого Козьмы Пруткова. От фамилии помещика и пошло необычное название.
Кстати, чуть севернее есть еще одна деревня, но уже Жемчужникова. Разница всего
в одну букву, а здесь она может завести совершенно не туда, куда надо.
Дом, на котором висит табличка,
выглядит заброшенным. Окна затянуты пленкой, трава по пояс, тропинка, ведущая
вокруг дома, теряется в зарослях упругого и цепкого американского клена.
Никого. Оглядываю улицу – несколько домов. Вот и вся деревня. Ни единого
признака жизни. На мгновение становится не по себе. Обычно в таких полузабытых
местах появление нового человека – это повод полюбопытствовать. А здесь
никакого движения.
Далекое блеяние козы говорит, что
деревенька все же обитаема. Отправляюсь на разведку. На крыльце крайнего дома
обнаруживаю старушку, неспешно копошащуюся по хозяйству. Окликаю, она смотрит
на меня с недоверчивым интересом. Разговорились. Лидии Ивановне уже семьдесят
семь. Ее мужу – восемьдесят. Сейчас в Жемчугах осталось три человека, она сама
и «два брата алкоголика». Если бы я приехал на неделю раньше, застал бы четверых
обитателей. А так мужа Лидии Ивановны дочка уже забрала жить к себе. Тяжело
становится по хозяйству управляться, возраст. Она и сама собирается перебраться
к дочери. Улья уже продала, часть земли сдает. Вот только коза и держит.
Вспоминает, что когда-то в
деревне было 46 дворов, около двухсот жителей. В конце войны, рассказывает,
свирепствовал голод. Крапиву съели. Лебеду съели. Ходили босиком по убранному
картофельному полю, месили грязь. Нет-нет, да и попадалась между пальцев мелкая,
с горох, картофелина. А то бегали к деду «моряку». Он разрешал залезать на
тополя, которые стояли рядом с его домом, собирать яйца грачей. Так и выживали.
«Моряк» - это мой прадед. Почему
его так прозвали – неведомо. Никого из родственников не осталось, а дом, в котором
жила его семья, «моряки», до сих пор стоит. Лидия Ивановна показывает его –
вон, за оврагом. На отшибе. Спускаемся по тропинке. Здесь стоит колодец,
который вырыли местные власти. Между прочим, на улице – телефон-автомат.
Трогательная забота.
Дом переходит от владельца к владельцу.
Недавно его купили, чтобы использовать под дачу. Приземистый, как будто придавленный
грузом лет и забот, он больше походит на сарай. Справа виднеется сеновал, слева
зарастают травой полуразвалившиеся саночки. Грустное зрелище, как и вся деревенька.
Не остается даже стариков – кто перебирается к детям, к умирает.
На обратном пути проезжаем мимо
кладбища в Дуброво, здесь хоронили и жителей Жемчужниково. Территория
основательно заросла. Видно, что ее пытаются расчистить. Едва заметными холмиками
видны старые могилы, могильные камни вросли в землю, надписи стерлись. Кое-где на
каменных плитах угадываются кресты. Где-то здесь должна быть и могила прадеда.
Становится грустно – так от нас уходит наша история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий