Кипр. Ларнака. Соленое озеро. Мечеть Хала Султан Текке. Умм Харам. Неприветливая земля.
В один из дней отправляюсь на
прогулку к Соленому озеру. Заодно знакомлюсь с особенностями местного
автобусного движения. Внутри работает кондиционер, прохладно, временами даже слишком. Билеты
продает водитель – отрывает квиточек, надрывает его и протягивает – он весьма
любезен. Стоимость проезда – 1,5 евро.
Время для похода выбрал не самое
удачное – полдень. Сиеста в странах Средиземноморья придумана не случайна. Шагаю
по направлению к озеру. Небо чистое, солнце заметно припекает, хруст сухой
травы под ногами сменяется потрескиванием соляной корки. Вода за лето ушла
далеко, слой белой и местами розоватой соли кольцами опоясывает озеро.
На
противоположном берегу утесы и дома отражаются в воде. Дамба и автомобильная
дорога, разрезающие озеро на две неравные части, делят окружающую реальность на
два мира: слева – башня аэропорта и рев самолетов, современный шумный и суетный
мир; справа – купол мечети и минарет, притаившиеся в зарослях пальм, мир тишины
и нежащихся в тени кошек.
Засохшие цветоносы юкки |
Добираюсь до мечети Хала Султан
Текке, к ней ведет обсаженная пальмами
асфальтированная тропа. Под сводами мечети похоронена Умм Харам, то ли тетя,
то ли кормилица Пророка. Ведомые ею арабы вторглись на остров то ли в 648, то ли
в 649 году. Воительница взгромоздилась на копытную тварь, то ли лошадь, то ли
мула, но та ее сбросила, и тетушка отошла в мир иной. Над ее могилой и была
построена мечеть.
Между прочим, живо представляешь
себе такую картину: лодки с пришельцами приближаются к песчаным пляжам Ларнаки,
спрыгивают в воду на мелководье и вытягивают свои суда на берег. Пораженные
местные жители и гости города в недоуменном оцепенении: кто и зачем явился к
ним, расслабленным и утомленным обедом. То ли просители убежища, то ли
завоеватели – пойди пойми с первого взгляда.
Сегодня мечеть и могила Умм Харам
являются объектом паломничества и праздного любопытства туристов. Нынешний ее
вариант строили еще османы в конце XVIII – начале XIX
веков. Во дворе тихо, безлюдно, жарко. Где-то внутри помещений, окружающих двор
слышатся невнятное бормотание и обрывки разговоров.
Тут же стоит указатель к руинам
древнего поселения. Может, киприоты пытаются таким образом принизить
религиозное значение места? Или разнообразить поток посетителей?
Внутри мечети можно укрыться от
солнца. Красный ковер укрывает пол, несколько стульев, шкафчик с книгами на арабском.
Коридор ведет в глубину, за михраб, там под вышитой зеленой накидкой почивает
Умм Харам. Рядом стоят еще саркофаги, отделенные от посетителей решетчатыми
ставнями. Информации практически нет, только табличка с просьбой одеваться
подобающим образом и вести себя пристойно. На выходе сталкиваюсь с
русскоязычной семьей – в майках и шортах.
У мечети есть конечная автобуса №
424, но за полчаса не увидел даже намека на него. В тени построек, пальм и
кактусов лениво растянулись кошки. Их тут не менее полутора десятков.
Иду дальше, в сторону Камареса.
Дорога быстро превращается в грунтовую и шествует по самому солнцепеку.
Местность становится все более неприветливой, преобладают коричневые тона.
Белесые камни выглядывают из почвы и норовят поставить подножку. Засохшие
колючие растения вдоль дороги делают пейзаж еще более однообразным и тоскливым.
Начинаются поля. Вдали пылит трактор, вспахивая почву. Камни среди распаханных
борозд кажутся странными ростками, взращенными силами какого-то безумного
фермера. Наверное, в дальнейшем из них вырастут коричневатые или бежевые дома
новых кварталов, каких много по дороге из центра к аэропорту: земли нет, зелени
нет, только стены, бетон и асфальт. Может, весной или летом эти места выглядит
по-другому, но сейчас они навевают только тоску.
Дороги разбегаются в стороны, об
их назначении приходится лишь догадываться. Берега озера отдаляются. Безлюдно.
В одной из дорожных развилок натыкаюсь на овраг, куда, по извечной человеческой
традиции, свален строительный мусор, ненужные автомобильные покрышки и прочая
дрянь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий