Translate

суббота, 6 февраля 2016 г.

Кипр. Ларнака. Древний Китион.

Кипр. Ларнака. Муниципальный археологический музей. Иудейское восстание. Древний Китион. Античная геополитика. Храм Астарты.



На той же площади Паридес находится археологический музей, билет в который обходится в 2,5 евро. Экспозиция посвящена раннему периоду пребывания человека на острове. Первые люди появились достаточно поздно, но успели быстренько сожрать местных карликовых слонов и бегемотов, прежде чем самим кануть в Лету. Люди эпохи неолита строили небольшие круглые дома, изготавливали интересную посуду из камня – сколько нужно времени, сил и терпения для этого.

 

Чуть позже появилась керамика, любопытны представленные в музее сосуды с несколькими (двумя или тремя) горлышками и соединенные попарно или по трое чаши без ножек, вроде пиал. В этот период на Кипр прибывали переселенцы из Азии, с территории нынешних Сирии и Ливана, а также Турции.


В пифосе свободно может поместиться запас зерна для семьи на длительное время

В бронзовом веке появляются пришельцы с Крита и ахейской Греции, они добавляют в местную керамику свои мотивы. За зданием музея есть два огромных соседа (в них раньше хранили съестные припасы). Вспоминаются университетские занятия по археологии, память сама подсказывает, это пифосы, в них хранились съестные припасы, а в кратерах (небольшие широкие чаши) смешивали вино с водой. Рядом, под навесом – склад искалеченных статуй и кладбище колонн, капителей, надгробных памятников.




Открытие здесь месторождений меди, неотъемлемого компонента тогдашнего стратегического ресурса, бронзы, и начало их разработки сделало остров лакомой добычей для соседей. И началось – египтяне, хетты, ассирийцы и т.д. Для меня самым неожиданным открытием стало восстание иудейской диаспоры на острове в 117 году, во время которого мятежники, по данным тогдашних авторов, вырезали 240 тысяч жителей. После подавления бунта иудеям было запрещено жить на Кипре.

 

С историей Кипру вообще-то не очень везло. Землетрясения, вторжения, сопровождавшиеся грабежом и резней, постоянная смена хозяев – вот основное ее содержание.

 

За решетчатым забором покоятся останки древнего Китиона. Это поселение основали древние греки, ахейцы, именно для того, чтобы добывать в здешних краях медь. За тысячу лет до рождества Христова Китион является одним из 10 городов-королевств острова. В это же время тут появляются финикийцы, которые устанавливают свою гегемонию. В период греко-персидских войн Китион, властители которого были верными подданными персидского царя,  подвергается нападению царя соседнего Саламина (в районе нынешней Фамагусты). Древнегреческий историк Ксенофонт описывает, как Саламину помогают афиняне, враги спартанцев, но союзники персов на тот момент, а за Китион вступаются спартанцы, соперники персов. Такая вот геополитика античных времен.

 

Чуть дальше от археологического музея, за старым британским кладбищем, есть еще один музей и раскоп с развалинами древнего Китиона. Это еще 2,5 евро с носа. Служитель здесь более дружелюбен и разговорчив. Он предлагает мне расписаться в книге посетителей и интересуется, читаю ли я «Францию». У них тут сейчас проходит выставка, посвященная50-летию начала работы французской археологической миссии. Основным объектом ее внимания был Саламин, который находится сегодня на турецкой части острова. Собственно, события 1974 года и положили конец ее (миссии) существованию.

 

Тексты на выставке дублируются на греческом и на французском. «Францию» я читаю и даже понимаю, за два года еще не все забыл. Речь идет о достопримечательностях Саламина античной и ранней византийской эпохи. Обходим раскопанные остатки храма, который служил и киприотам, и финикийцам. Великая богиня Кипра, в которой финикийцы увидели знакомую им Астарту, а греки  богиню любви Афродиту, была божеством плодородия. Храм существовал в течение нескольких столетий, то расширяясь, то приходя в упадок – в зависимости от требований текущего политического момента.


Остатки городских стен

Храм Великой богини Кипра
Неизменным оставалось одно: богиня «покровительствовала» местной медной металлургии. Так ученые интерпретировали информацию о том, что мастерские медеплавильщиков находились рядом с храмом. А по-моему, все очевидно: жрецы просто-напросто крышевали местную цветную металлургию. И с тех пор нравы не изменились. Так же тянутся жадные ручонки власть предержащих ко всему, что может приносить деньги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий