Как я был Чайником. Пекин. Храм Юнхэгун, Кун Мяо, Барабанная башня.
2 сентября 2014 г.
Вот и подкрался заключительный
день моего пекинского пребывания. Всю ночь шел дождь. Утром небо хмурое и насупленное.
Того и гляди, вновь расплачется.
Сегодня собираюсь посетить тибетский
ламаистский храм и конфуцианскую академию, оттуда прогуляться до отеля (всего
десяточка километров).
До храма Юнхэгун добираюсь на
метро, а затем еще иду вдоль улицы в поисках входа (как правило, основной вход
всегда – это южные ворота). Он был построен в 1694 году и вначале использовался
как жилье для императорских евнухов, позже здесь устроили дворец для наследника
престола. В 1722 году часть дворца отдали под монастырь. Цинские монархи
покровительствовали тибетской разновидности буддизма и отношения с тибетским
духовенством были вполне мирными и дружественными.
Надписи в храме на нескольких языках: китайском, маньчжурском, тибетском и монгольском |
Билет в храм стоит 30 юаней, в
нагрузку дают еще маленький диск с описание храма (там небольшой фильм на
китайском с английскими субтитрами). На входе строгий контроль. Меня
пропускают, а шедшую за мной барышню местной наружности придирчиво
досматривают. Полагаю, опасаются тибетских радикалов. Отношения с тибетским
духовенством у Пекина испортились после аннексии Тибета в середине прошлого
века.
Колокол в храме |
Верующие и туристы приносят жертвы, воскуривая благовония у Зала Небесных Королей |
Жервтенник-курильница |
Сегодня в храм многие приходят
помолиться. Верующие воскуривают благовония, подносят цветы, читают молитвы.
Постепенно перемещаюсь по залам
храма. Великолепная отделка, богатый интерьер, украшенные красной материей и
цветами. Впечатляющие статуи божеств. Зал Колеса Закона когда-то был жилым
дворцом наследника престола, значимость этого строения видна по количеству
фигурок мифических существ, охраняющих его.
Статуя Будды Мантрейя |
Последний значительный павильон –
Зал Десяти Тысяч Радостей. Здесь стоит гигантская статуя Будды Мантрейя. Она
сделана из цельного ствола белого сандалового дерева и общая ее длина
составляет 26 метров, из них восемь – под землей, а 18 метровая фигура возвышается
над полом зала. В середине восемнадцатого века это внушительное дерево было
приобретено две с половиной тонны
серебра. Прошу у Будды на завтра хорошую погоду, чтобы вылет не задержался и
дорога была благополучной.
В монастыре и сегодня обитают
несколько десятков монахов. Регулярно приезжают паломники, которые перемещаются
плотными и организованными группами, практически строем. Около ворот храма
сосредоточены лавочки, в которых торгуют сувенирами и предметами культа.
Например, стоят статуэтки Будды со свастикой на груди. Из динамиков доносятся
мантры. «Ом мани падме хум…»
Буквально в нескольких десятках
метрах от Юнхэгуна находится Кун Мяо, второй по величине в Китае храм Конфуция.
Роль, место и значение фигуры Конфуция в Китае сложно описать в нескольких
словах. Конфуцианство – это не религия, а идеологическая основа китайской
цивилизации. Самому же Кунфу Цзы («Цзы» означает «учитель») поклоняются, как
богу. В даосизме он является одним из божеств, покровителей учащихся и
студентов. Этот храм строился при монгольской династии Юань в 1302-1306 годах.
Императры приходили сюда поклониться великому учителю. Сегодня в Кун Мяо не
ходят молиться. Зато в музейной лавке предлагается услуга – «молитва за учебу и
удачную сдачу экзаменов».
Во дворе храма есть несколько
павильончиков, населенных здоровенными черепахами, несущими на спинах каменные
стелы. Этими стелами отмечались важнейшие события в жизни империи. Вот, к
примеру, стела в ознаменование подавления восстания джунгар императором. Уже
нет в помине ни императора, ни самой империи, а вот стела сохранилась. Или еще
одна, в знак замены старой черепицы на главном храмовом здании на новую,
желтую. Заслуживает внимания и стела с поэмой в честь Конфуция, сочиненная
самим императором Канси. Вот какие события считались важными и достойными
остаться в памяти потомства.
Павильон с памятной стелой |
Далее идет главный зал, в котором проходили основные церемонии, посвященные Конфуцию.
Дорога к храму Конфуция |
Ящики с пожертвованиями |
Внутреннее убранство храма |
Безусловно, заслуживают внимания
и вековые деревья во дворе храма. Возможно, эти почтенные старцы помнят еще и
монгольских императоров, потомков потрясателя вселенной Чингисхана,
поклоняющихся китайскому мудрецу.
Через боковые ворота перехожу во
двор императорской академии. Некогда здесь сдавали и принимали экзамены у
будущей элиты Поднебесной. Конфуцианский Китай – один из немногих примеров
господства ученой (или «ученой») элиты. Но повторение, воспроизведение и толкование древнего
классика не спасло государство от упадка. Так же, как цитирование Маркса-Энгельса-Ленина
не уберегло от краха «первое в мире государство рабочих и крестьян». Выходит,
важно не только следовать традициям, но и воспринимать новое.
Ворота Высшей Учености |
Мемориальная Арка |
Через ворота Высшей Учености
попадаю во двор самой академии. Через Мемориальную арку (она украшена
изречениями императора) прохожу ко Дворцу Императорской Гармонии. Она находится
посреди пруда, в котором резвятся красные рыбы.
Дворец Императорской Гармонии |
Пруд у дворца |
Внутри Дворца Императорской Гармонии |
В этом дворце мог выступать
император, а коленопреклоненные слушатели (их число могло достигать нескольких
тысяч) внимали ему. Вокруг двора находятся помещения, в которых шел учебный
процесс. К примеру, библиотека. Или комната для наказаний – неотъемлемый
элемент учебного процесса.
Солнечные часы |
Комната для наказаний |
Мотивация к учебе должна была поддерживаться на высоком уровне |
Черепица в Императорской академии |
На этой оптимистичной ноте
завершаю осмотр достопамятного учебного заведения и отправляюсь дальше. Мой
ориентир – высокая башня. Я иду по центральной широкой улице, от которой
отходят отростки-хутуны. Упираюсь в две башни, расположенные рядом. Это Башня
Колокола и Барабанная Башня. В императорские времена они определяли ритм жизни
города. Каждое утро в пять колокол, который было слышно за многие километры,
будил пекинцев, а в семь вечера давал сигнал отбоя. Кроме того, отсчитывались и
другие временные интервалы.
Башня Колокола |
Башня Колокола впервые была
построена монгольскими императорами в 1272 году, неоднократно разрушалась, а
нынешний облик приняла в середине восемнадцатого столетия. Бронзовый колокол
для нее весом в 63 тонны (!!!) отливали более двадцати лет.
Барабанная Башня |
Рядом с ней стоит Барабанная
Башня, история которой началась в том же 1272 году. Нынешняя башня сохранилась
с начала пятнадцатого столетия и является ровесницей Запретного города.
Похоже, старый Пекин был
живописным и колоритным местом. Тут же контрастом стоят частично снесенные
дома, традиционные жилища.
Реконструкция как вивисекция |
Их внутренности вывернуты наизнанку. Печальное
зрелище. Но такой препарированный домик дает больше представлений об устройстве
традиционного китайского жилища.
Чуть дальше натыкаюсь на карту
этого района. На китайском, английском и русском указаны основные
достопримечательности. Да, есть еще чему удивляться в Пекине. Но – уже в другой
раз. Мне пора двигаться дальше. Набираю скорость и почти бегом вылетаю на площадь Тяньаньмэнь, полную полиции и
солдат. Это место я стараюсь обходить или, по возможности, миновать как можно
быстрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий