Сербия. Белград. Аэропорт "Никола Тесла". Air Serbia
Самолет «Аэрофлота» тяжело плюхается на посадочную полосу и катится, кажется, по заброшенному полю. Вокруг – бурая трава и ни единого признака цивилизации. От перелета остаются только воспоминания о скудном завтраке (сэндвич с курицей и пакетик сока) да озерцах где-то на границе Беларуси и Польши. В тот момент облака внизу разбежались и солнце залило их расплавленным золотом.
Сербы встречают пассажиров у
выхода из телетрапа и просят предъявить паспорта. Мельком взглянув на наши
документы, стражи границы с улыбкой кивают, мол, проходите. А какого-то очень
смуглого господина берут в оборот. Кризис с беженцами, нахлынувшими в Белград,
как раз в самом разгаре.
Мы оказались на втором этаже, в
зоне вылета международных рейсов. До вылета еще около полусуток, и у нас есть
возможность осмотреть город. Спускаемся вниз, на первый этаж. Здесь выдают
багаж, рядом – паспортный контроль. Идем налегке, наш багаж летит транзитом в
пункт назначения. Людей почти нет, быстро получаем въездные штампы и движемся
дальше.
Рядом с таможней есть обменный
пункт, где можно разжиться местной валютой. Курс в аэропорту – 116 динаров за 1
евро мало отличается от курса в центре города, что приятно удивляет (там, в
центре, разброс был от 117 до 120 динаров). Сотрудница таможни, видя, что мы
растерянно озираемся по сторонам, любезно помогает найти выход в сторону
автобусной остановки. Из теплого здания выбираемся под низкое серое белградское
небо и тут же ныряем в микроавтобус, чтобы согреться.
Автобус маленький (маршрут А1),
рассчитан десятка на полтора пассажиров, есть стойка для багажа. Водитель сам
собирает деньги – 300 динаров с каждого – и выписывает по маленькому красному
квиточку. Весь путь от аэропорта до площади Славия, конечной, отнимает минут
30-40. Мы выходим у железнодорожного вокзала, а конечную остановку ищем уже
практически в темноте. Площадь Славия похожа на цветок со множеством
лепестков-дорог. О том, где останавливается наш А1 извещает невзрачная серая
табличка, найти ее не так просто. Добрый сербский дядя Степа-полицейский
показывает рукой на столбик, мимо которого я прошел уже несколько раз. Автобус
чуть запаздывает (вечер, пробки!), берет нас на борт и резко стартует. Водитель
несется в весь опор, машину раскачивает из стороны в сторону так, что невольно
хватаешься за что придется, но в аэропорт мы прибываем по расписанию.
Входим – никакого контроля – в
первый терминал, полутемный и пустой зал кажется уснувшим, окошки с названиями
авиакомпаний смежили веки и дремлют. Жизнь переместилась во второй терминал,
откуда идет основной поток международных рейсов. У любезной барышни из Air Serbia навожу справки о нашем
рейсе, билетах и багаже. Все в порядке, остается только ждать посадки.
Между прочим, сербы, при всем
своем благожелательном отношении к русским общаться с ними предпочитают на английском.
Это наглядно показывает вектор развития сербского общества. Эмоции – эмоциями,
но бизнес сегодня в мире делается на английском.
Поднимаемся на второй этаж, в
зону вылета. Начинается ненавязчивый контроль (глянули на паспорта и посадочные
талоны), в зале – тишина и немноголюдность. Столик таможни одиноко стоит и
скучает. На паспортном контроле пограничник ставит штамп на мой билет, но
почему-то игнорирует паспорт. Подходят супруга с ребенком, отдают свои
паспорта. Сотрудник, бегло проглядев их, возвращает документы нам. Я недоуменно
перелистываю свой паспорт, пограничник поднимает голову и говорит мне: «No stamps». Вопрос о причине отсутствия штампов он
просто игнорирует. Впрочем, это нам нисколько не мешает при следующем общении с
погранцами.
Мы вновь попадаем в зону
транзита, где уже были утром. В ожидании вылета можно пошляться по
магазинчикам, выпить чаю (около 200 динаров, менее двух евро). Часа за два до
вылета появляется информация о гейте для нашего рейса. Занимаем места у входа в гейт. Он
представляет собой огороженный зал, попасть в который можно только перед
посадкой. Занимаем места у входа, тут мягкие кресла, можно вытянуться и
подремать. Через какое-то время подъезжает бригада уборщиков, они быстренько
наводят порядок, и вновь тишина воцаряется вокруг. За час до вылета начинается
оживление, подтягиваются пассажиры, сотрудники начинают запускать внутрь.
Тут-то и происходит предполетный контроль. Все запрещенные к перевозке предметы
из ручной клади изымаются безжалостно. Никакой воды, кремов и прочего
подобного, все летит в урну. В зале только туалет и голые металлические кресла.
Жестковато провожает Сербия.
Начинается посадка. Дождь,
который полчаса назад лил, как из ведра, к этому времени стихает. Вылетаем
около полуночи. Короткий разбег и плавный взлет. Командир Максимович
практически не дает о себе знать до самой посадки, ее мы почти не чувствуем,
настолько мягко и аккуратно экипаж сажает самолет. Между этими двумя событиями
– поздний ужин. Кормят у Air Serbia
не в пример «Аэрофлоту» основательно. А после стаканчика красного приятно
подремать.
Тот же Максимович приветствует
нас на борту и при возвращении. Он не разочаровывает нас и так же мягко
доставляет вновь в Белград. Погранцы внимательно изучают паспорт, забредший к
ним в будку полицейский, некоторое время листает его, потому интересуется do ли я speak English. Ухмыльнувшись, возвращает его пограничнику,
который ставит в него очередной штамп о въезде в Сербию. На выезде почему-то
они штампов не ставят. То ли принцип такой, то ли у меня так сложилось.
Загадочна все же славянская душа.
За полчаса до вылета в Москву
открывают гейт и начинается досмотр. В зале есть только жесткие кресла и
кабинка для личного досмотра. Более ничего. Натоплено, а вскоре людей
набивается столько, что становится весьма душно. Народ потихоньку возмущается и
едва только открывают проход устремляется в прохладу телетрапа.
К счастью, все неприятные
воспоминания стираются радушным отношением сотрудников Air Serbia во время перелета.
Авиакомпания оставляет хорошие впечатления. Комфортно, вежливо и вкусно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий