Translate

среда, 23 декабря 2015 г.

Сербия. Белград

Сербия. Белград. Калемегдан. Дунай и Сава. Немного о политике. "ЗАШТО?"  



Один из интереснейших памятников Белграда – крепость Калемегдан, расположенная на высоком берегу у слияния Савы и Дуная. Дорожка приводит нас к памятнику «Благодарность Франции». Период с конца Первой и до начала Второй мировой отмечен теплыми, дружественными отношениями между Белградом и Парижем. Французское посольство и сегодня располагается в огромном здании, достойном великой державы и истинного друга. Безоблачный период закончился давно, но память о нем осталась.




Еще немного, и с площадки открывается вид на речной простор. Даже серым октябрьским днем оторваться от этого вида невозможно. Внизу, под крепостным холмом желтая и мутная Сава вливается в голубой Дунай. Под свинцовым небом воды Дуная кажутся зеленоватыми, холодными и строгими. Здесь бурные и экспансивные Балканы врываются в упорядоченную и размеренную жизнь Центральной Европы.





Крепостной комплекс огромен. Невысокие ворота демонстрируют толщину стен – крепость выполняла свои функции уже в эпоху активного использования артиллерии. Сербы несколько десятилетий относительной независимости жили с занозой в самом сердце: в крепости до 1867 года стоял турецкий гарнизон. А оборонительные сооружения сербам были ой как нужны – сразу за Дунаем начиналась Австро-Венгрия. Оттуда же приходили оккупанты в 1914 и 1915 годах. Отдавая дань почтения этим поседевшим стенам, сербская армия выставила здесь почетный караул: в крепости расположился воинский музей.


Естественно, преобладают символы современной Сербии, но этим ассортимент не ограничивается. Частенько попадаются антиамериканские. Путин, изображенный на футболке, висит между Че и Гаврилом Принципом. Бросается в глаза огромное количество футбольной атрибутики. Третье место уверенно занимают символы Югославии. По всему видно, что тема распада страны все еще остра и болезненна. Особенно это чувствуется в книжном магазине, где истории распада Югославии и косовской проблеме посвящены десятки, если не сотни, изданий. И многие из них посвящены одному из самых больных вопросов - Косово: кто виноват и как вернуть этот край. И как обычно в таких случаях, много конспирологических теорий.


Возле здания Скупщины развернуто длиннющее полотнище с фотографиями сербов, погибших в 1998-2000 годах от рук УЧК (Освободительной армии Косово). Новейшая история Сербии – это болезненный и кровавый путь от империи южных славян (Никола Пашич говорил: «Сербы – маленький народ, но более великого от Константинополя до Вены нет») до сербского национального государства. Этот печальный путь омыт кровью не столько комбатантов и вождей, сколько ни во что не вмешивавшихся обывателей. Войн без жертв не бывает.



В центре города я наткнулся на один из самых впечатляющих антивоенных памятников. 23 апреля 1999 года, в период натовских бомбардировок, одна из ракет угодила в здание белградского телецентра. И сегодня это здание стоит распахнутое наружу, с обрушившимися стенами и перекрытиями. Рядом, в сквере, установлен простой гранитный камень, на котором выбиты имена, возраст и профессии погибших сотрудников телецентра, 16 человек, среди которых, к примеру, дизайнер, техник, монтер. И вопрос: «ЗАШТО?».


Попались на глаза стикеры Сербской радикальной парии с портретом ее лидера Воислава Шешеля и надписью «Победник!» («победитель»). В прошлом году его по состоянию отпустили из Гааги, где им занимался международный трибунал. Это единственный повод для партии напомнить себе, ведь на последних выборах она не дотянула и до 5 %.


Мы попали на дни Республики Сербской (это часть Боснии и Герцеговины) в Сербии. На пешеходной Теразийе возле навеса, под которым расположились гости, толпится народ, все больше люди в возрасте. Представители Республики Сербской угощают вкусным травяным чаем, вином, сыром и прочими плодами своей земли. Пожилые просто одетые белградцы буклетам и открыткам с описанием красот предпочитают маленький стаканчик винца, который сербы боснийские наливают сербам сербским. Один из таких господ берет стаканчик в руки, некоторое время молчит, потом со словами «за сербский народ!» решительно одним махом осушает его.

Судя по всему, Балканы еще не совсем успокоились, «пороховой погреб Европы» еще может рвануть, и чтобы избежать этого придется приложить немало усилий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий