Сербия. Белград. Первые впечатления. Беженцы. История. Храмы
Белград для нас начинается у
железнодорожного вокзала. Погода отвратительная: холодно, резкий ветер, время
от времени начинает накрапывать дождь. Небо укутано в серую шаль. От этого все
вокруг кажется серым: грязные улицы, ободранные подъезды, мрачные дома. Только здание самого вокзала
радует глаз. Люди под стать окружающей среде. Не успел оставить своих барышень
на десять минут, как к ним подваливают какие-то непонятные личности. Кто просит
закурить, кто – денег.
Здесь, у вокзала, на лужайках в
парках и скверах стоят десятки разнокалиберных палаток, возле которых толкутся
люди. Много молодых, сильных на вид парней. Это – беженцы, наводнившие страну
подобно селевому потоку. Мы застали уже финал этой истории, через две недели,
когда мы вернулись в Белград, ничто не напоминало о толпах людей, стоявших
биваком в центре столицы. Казалось, даже земля облегченно вздохнула,
избавившись от давления тысяч ног, и трава вновь радостно зазеленела.
В Белграде практически нет
архитектурных памятников старше начала XIX века. За
два с лишним тысячелетия своей истории город сменил много имен. Он был
Сингидуном кельтов и римлян. Последние распространили по всей тогдашней
ойкумене моду на города, расположенные на семи холмах (375 г. н.э.). Славяне
неграмотны были и считать умели только до трех, потому в шестом веке просто взяли
да и разрушили античный город. Но, постепенно приобщаясь к наследию великой
цивилизации, освоили счет до семи и обнаружили в месте слияния Савы и Дуная
нужное количество холмов. Так появился город Алба Булгарика, позже нареченный
Белградом. Через некоторое время он стал венгерским Нандорфехерваром, затем
турецким «городом священной войны», Дарул-Аль-Джахадом, и, наконец, вновь
Белградом. Город разрушался не менее сорока раз в ходе штурмов, обстрелов,
бомбардировок.
Мы идем по улице Караджорджевой
до Бранкова моста через Саву. На фоне серых и обшарпанных зданий возвышаются
здоровенные опоры моста, украшенные портиками с колоннами, монументальные
лестницы. Вскоре попадается указатель дороги к Соборной церкви, и мы уходим на
подъем. Вверх ведет длинная лестница. Одолеваем ее, и вот Белград
преображается. Теперь это нарядный город, в котором местные традиции смешались
с восточными веяниями и европейским влиянием.
Соборная церковь св. Михаила
примечательна своей высокой звонницей, издалека похожей то ли на замковую
башню, то ли на минарет. У входа, в церковном дворе нашли свой последний приют
выдающиеся сербы, например, Вук Караджич. Из дверей собора вываливается стайка
подростков-старшеклассников, оживленные, хихикающие. И каждый, выходя,
оборачивается и крестится. Внутри меня встречает церковная лавка, где продаются
не только предметы церковного обихода, но и вполне светская литература. К
примеру, книги о Косовском крае.
В самой церкви сумрачно, звучит
негромкая музыка и мужской речитатив. Вдоль стен разместились мемориальные
доски в честь похороненных здесь церковных иерархов и князя Михаила Обреновича.
Рядом с церковью находится
сербская патриархия. На ступенях замечаю человека в военной форме, оживленно
общающегося с человеком в длинном священническом одеянии. Судя по всему,
сербская церковь и сегодня играет весомую роль в обществе.
Об этом свидетельствуют и
грандиозные храмы, которые строятся в Белграде. Церковь святого Марка, к
примеру. Ее возвели между мировыми войнами, но украшать и отделывать храм
продолжают до сих пор. Величественное здание в сербско-византийском стиле горделиво
возвышается над окружающим парком. Стоящая рядом церквушка РПЦ кажется домиком
привратника по сравнению с этой громадиной. В церкви св. Марка покоятся король
Александр и его супруга Драга, последние представители династии Обреновичей,
убитые во время переворота 1903 года.
В Белграде же находится и самая крупная православная церковь – собор святого Савы. Храм действительно огромен и напоминает константинопольскую святую Софию, но без минаретов. Серым днем кажется, что тучи цепляются за его кресты. В гулкой пустой громадине слышится тягучий напев, похоже, у сербов в церкви поют всегда. Внутри отделка только началась, но церковная лавка уже работает, предлагая, помимо прочего, различного размера макеты собора. Объявление гласит, что вырученные деньги пойдут на достройку этого храма.
Собор св. Савы и памятник Карагеоргию, предводителю первого сербского восстания |
Комментариев нет:
Отправить комментарий