Москва
13 сентября
Поезд приходит на Казанский
вокзал. Народ ломится в здание вокзала, куда ведут всего два входа. Рамка и
лента для багажа замедляют движение до скорости страдающей артритом черепахи.
Люди скапливаются у входа, нервничают, пытаются пролезть через толпу. У рамок
стоят откормленные мордовороты с наушниками в ушах. В чем их смысл – никак не
могу понять. Унизительность и бессмысленность этой процедуры раздражают. Лица
окружающих кажутся позаимствованы у героев офортов Гойи. Хочу побыстрее сдать
чемодан в камеру хранения и выбраться на воздух.
К моему стыду, за столько раз в
Москве я ее практически не видел. Стандартный набор – Кремль да Красная
площадь. И все. Начинаю исправляться. В прошлый раз я окультуривался в
Коломенском. Сейчас выдвигаюсь в сторону Новодевичьего монастыря.
Переходы-переходы-переходы,
эскалаторы-лестницы. Наконец-то выход. Монастырь такой нарядный в обрамлении
стен и ажурных башенок. Внутри могилы многих известных людей. Денис Васильевич
Давыдов смотрит куда-то вдаль. Храмы XVI столетия производят впечатление своей суровостью и
монументальностью. А церкви XVII
века, особенно второй его половины, жизнерадостны и немного кокетливы.
Замечательный вид на монастырь открывается со стороны пруда.
Следующий пункт в моей программе
– храмы Кремля. Беру билеты в кассе, рюкзак приходится сдать в камеру хранения.
Внутри самого Кремля для туристов огорожена определенная площадь. При попытках
выйти за ее пределы раздается свисток надзирающего. Кремлевские храмы, конечно,
интересны. Любопытно наблюдать, как эволюционировали культовые здания РПЦ:
основательность и внешний аскетизм компенсировались богатством декора
внутреннего – это века до XVI
включительно. Потом наступило время, когда человек вырвался из ограниченного
мирка, радостно познавал окружающий мир, был уверен в прогрессе и развитии.
Здания становятся нарядными, легкими, иногда даже легкомысленными. Это XVII-XVIII века, время барокко и рококо. В XIX столетии приходит период
стандартизации, храмы возводятся, чаще всего, по типовым проектам. А в XXI столетии наступает эпоха
церковных лавок, которые, вероятно, являются высшим достижением духа в РПЦ и
РЖД.
В полдень на площади устраивают
развод конного караула, участники этого действа с конями уже разминаются
поблизости. Зрители толпой валят, чтобы занять места. А мне пора уходить. Я не
любитель разводов.
Пользуясь моментом, можно почти
беспрепятственно осмотреть прочие интересности. Царь-колокол и царь-пушка –
примеры бездумной траты ресурсов в погоне за стремлением быть первым.
Доезжаю до Чистых прудов, оттуда
пешком добираюсь до Казанского. И снова поезд. Заключительный переезд проходит
без происшествий. Последние пять минут тянутся особенно медленно. Вываливаюсь
на перрон. Немного грустно. Впереди – радостные встречи, постпоездочная ломка и
поиски нового маршрута.
Комментариев нет:
Отправить комментарий