Translate

суббота, 9 мая 2015 г.

Из былого. 2013. Европейская осень. Италия. Вентимилья

2013. Европейская осень. Лазурный берег. Вокзал Ниццы. Как прокомпостировать билет. Вентимилья.




День четвертый

Накануне за ужином обсудили программу на оставшееся до отъезда из Ниццы время. Выбор был между поездками в соседние городишки французской Ривьеры и прогулками по соседним странам. Последние победили. Начать решили с Италии.

Вентимилья, ближайший итальянский город, находится на расстоянии минут сорока поездом из Ниццы. Стоит это удовольствие около 7 евро для взрослого и около 3,5 евро для ребенка до 11 лет. Это – в одну сторону.

Часов в 9 утра мы вышли, путь до вокзала занял минут двадцать. Билеты брали в автомате. Это удобно и не нужно тратить время, чтобы отстоять очередь в кассу. Минус в том, что автомат принимает только карты и монеты. После неудачи с выкупом билетов решил картой не рисковать, обошелся монетами. Навигация довольно простая и удобная: выбираешь нужную станцию, тип и количество билетов. Высвечивается общая сумма, опускаешь монеты и забираешь из лотка билеты. Я брал билеты в одну сторону. Места в билетах на пригородные поезда не указываются.

Вокзал в Ницце реконструируется, но на пассажирах это никоим образом не сказывается. Место проведения работ огорожено, чисто. Табло – над выходом на перрон, посадка начинается минут за двадцать до отправления. Это времени вполне достаточно, чтобы без спешки дойти до нужной платформы и сесть в свой вагон.

Но сначала билеты нужно прокомпостировать. Для этой цели у выхода на платформу висят желтые коробочки. Билеты – картонки размером с карманный календарик. Щель слишком широка. Вставляем с правого края прорези – никакого волшебства. Только надпись появляется – вставьте билеты левее. Опять вставляем, уже левее. Результат тот же, то есть никакого. Рядом гости с Дальнего Востока (то ли китайцы, то ли японцы) тоже пытаются укротить этого маленького желтого дьявола. И тоже безуспешно. К счастью, проходившая дама в хиджабе сжалилась над туповатым мсье и показала, как правильно это делается: билет нужно вставить с левого края прорези. Merci, madame. Чудесный желтый аппарат удовлетворенно заурчал и выплюнул прокомпостированный билет. Удовлетворив компостер еще дважды, мы с чувством облегчения проследовали на платформу. Минут через десять наш поезд отправляется навстречу новой стране.

Дорога идет вдоль побережья, иногда кажется, буквально по самой кромке берега, временами вгрызается в толщу гор. Причем времена эти подчас весьма продолжительны. Красоты Лазурного берега требуют более пристального изучения: песчаные пляжи Вильфранша, старый город Ментоны, сказочные виллы с пронзительно голубой водой бассейнов.
Италия встречает нас солнцем
и крошечными автьомобильчиками
 Вот мы и в Италии. Двигаясь прямиком от железнодорожной станции, выходим к мосту через реку Ройа за несколько десятков метров до ее впадения в море. Здесь, на левом берегу реки был расположен первый город, времен античности. 


Стройные ряды пальм напоминают античные колоннады
На высоком холме расположилась Вентимилья средних веков
 От него сохранились частично раскопанные развалины (и много больше, уверен – надежно закопанных), до которых мы в этот раз не дошли. На правом, на высоком холме стоит Вентимилья средних веков. В новое время город выплеснулся за пределы средневековых границ и занял оба берега Ройи.

Через устье Ройи, кажется, можно перепрыгнуть
Река кажется мелкой, в воде видны стаи немаленьких рыб. Утки и чайки выхватывают друг у друга корм, который им бросают туристы с моста, чуть поодаль на них невозмутимо взирают аристократические лебеди. На берегу стоит памятник итальянским морякам, павшим в войнах 1915-1918 и 1940-1945 годов. Немного непривычно видеть даты Первой мировой в таком обрезанном виде, но Италия вступила в нее только год спустя после начала, да и особыми успехами похвастаться не могла. Наверное, это даже важнее – сохранить память о тех, кто погиб в проигранных войнах.

Идем к морю. Устье реки такое узкое, что, кажется, можно перепрыгнуть с одного берега на другой. Морские волны врываются в это узкое пространство, и создается впечатление, что река из моря вытекает. С этого небольшого мыса виден Лазурный берег на много километров: на Францию наползают тучи с гор, а над Италией сияет солнце. И хочется верить, что природа расстаралась ради нас.

Наш путь лежит в старый город. Мощеная булыжником и керамической плиткой дорога поднимается круто вверх и выводит нас к площади перед собором Вознесения Девы Марии, построенным в XII веке. У входа резвятся ребятишки лет 11-12, время от времени забегают внутрь, с воплями носятся по храму. Но никто их не гоняет. В церкви – тишина и пустота. Воскресенье. Обед.
Собор Вознесения Девы Марии
Мои девочки отказались подниматься далее. И радостно покатились с холма на берег моря дожидаться моего возвращения. А я углубляюсь в лабиринт узких, прихотливо извивающихся улочек. Внезапно улица расширяется до размеров стандартной двухкомнатной квартиры – это одна из местных площадей, от которой отходят такие же петляющие улочки. Вспоминается «Черная стрела» Стивенсона. Да, такие улочки легко можно перегородить баррикадами, удобно для обороны. Внутрь старого города солнце не проникает, здесь не жарко. Правда, на дворе уже октябрь, воздух прогревается всего до +25. Глубокие подворотни. Живо представляешь, как здесь подкарауливали запоздавших прохожих «романтики с большой дороги» или подстерегали жертву наемные убийцы. Тесный мирок средневекового города.

Улочки старого города сохранили жилой и естественный вид
Дома с противоположных сторон улицы соединены арками. Подоконники украшены цветами и сохнущим бельем. Из прикрытых ставнями окон доносится позвякивание посуды и столовых приборов, обрывки разговоров. По улицам носятся детишки. Жизнь кипит. Город живет своей обычной жизнью, не обращая внимания на посторонних субъектов с фотоаппаратами. И в этом его прелесть – можно легко почувствовать себя перенесшимся на несколько столетий назад.
Церковь Архангела Михаила
Здесь средневековый город заканчивается

Добрел до церкви Архангела Михаила. Типичная романская постройка X века. Небольшая, но основательная, минимум внешних украшений. Закрыта, внутрь попасть не удалось. От ее стен открывается вид на город, проходящую внизу железную дорогу, долину Ройи. Старый город закончился. Возвращаюсь к морю.
Игра в петанк
В тени пальм в парке синьоры лет 50-60 играют в петанк, не спеша перекатывают шары, подтрунивая друг над другом. Рядом стоит еще один памятник участникам войны 1915-18 годов, горделивая фигура воина со знаменем. Вентимилья – своим павшим…

Однако, пора в обратный путь. Решили вечером устроить итальянский ужин – чиабатта, моцарелла, помидоры, базилик. Оливковое масло есть. Да, не забыть вина. Поиски работающего в воскресенье магазина заставили покружить по улицам. О том, чтобы проинспектировать местную почту, даже речи не было – ни почта, ни даже табачные лавки не работают.

Вернулись в Ниццу. Итальянский ужин подействовал на меня умиротворяюще. Захотелось исполнить канцону-другую на сон грядущий. На худой конец, посеренадить. Но кроме «чао, бамбино, сорри» ничего в голову не приходило. Соле мио к этому времени надежно спряталось в облаках, поэтому даже мысли о нем не возникло.

В целом тот кусочек Италии произвел благоприятное впечатление. Чуть более обшарпанно, чуть более грязно, чем во Франции. Но и как-то более естественно, это я, прежде всего, о старом городе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий