Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. Топкапы. Гарем. Праздник отрезания.
Султанский дворец Топкапы.
Главный вход скрывается за
Софийским собором. Здесь притаился великолепный фонтан Ахмеда III. Этот павильончик с закругленными
углами и куполами совершенно не похож на привычные нам фонтаны.
Фонтан Ахмеда III |
Топкапы, дворец османских
султанов, был построен на руинах византийского дворца. Это целый комплекс,
включающий в себя и жилые, и рабочие, и хозяйственные помещения, а также парк.
Возведением его занялся еще завоеватель Константинополя, султан Мехмед. Мыс у
впадения Золотого Рога в Босфор для османского правителя подходил как нельзя
лучше. И весь он был первым делом надежно отгорожен от нескромных чужих глаз
крепкой стеной. Издалека комплекс Топкапы кажется хаотичным нагромождением стен,
куполов, башенок.
Внешние стены и башни Топкапы |
У ворот и сегодня стоит
вооруженная охрана. Кажется, их основная функция – служить моделью для
фотоснимков, некоторые так и фотографируются – в обнимку с солдатом. Но взгляд
у стража ворот внимательный, а палец постоянно обитает на спусковом крючке.
Ворота Повелителя - вход в первый двор |
Стража у ворот |
Через ворота попадаем в первый,
внешний двор. Здесь можно находиться совершенно бесплатно и наслаждаться видом
Босфора и Айя-Иреной. Дальше – за деньги.
Мы становимся в очередь за
билетами, где и проводим ближайшие полчаса. Билет в остальную часть дворцового
комплекса обходится в 30 лир, еще 15 стоит посещение гарема. Дамы в очереди
произносят это слово не реже, чем мужики слово «пиво» в спорт-баре во время трансляции
чемпионата мира по футболу. Не знаю почему, но на женщин слово «гарем»
оказывает магическое воздействие.
Перед нами стоят несколько
киевлян. Они приехали сюда в составе организованной группы по путевке от
турфирмы, а теперь ищут свободу. Желание распоряжаться своим временем и
деньгами самостоятельно и опасения борются между собой. Чувствуешь себя, как
будто собираешься зайти в воду: осторожно пробуешь и завидуешь тем, кто уже
окунулся Неизвестность, другая страна, культура, язык – это частенько
отпугивает и бросает в сети пакетных туров. Но стоит попробовать, и
убеждаешься, что это совсем не страшно. На прощание желаем друг другу мира.
Вид на Босфор с дворцового холма |
Здесь всегда много посетителей из самых разных уголков света |
Ворота Приветствия - вход во второй двор |
У кассы выясняется, что ребенку полагается
бесплатный билет, но приходится показать ее паспорт, дабы удостоверить возраст.
С билетами проходим во внутренний двор, контроль бдителен – вещи внимательно
проверяются.
Огромный платан во дворе |
Такие вот кипарисы |
В многочисленных помещениях
располагаются различные экспозиции. Некоторые привлекают массу посетителей.
Например, собрание религиозных святынь – предметов, принадлежавших иудейским,
христианским и мусульманским пророкам и святым. Впечатляют сохранностью мечи
сподвижников и преемников Мухаммеда. Пока людской ручеек обтекает витрины с
реликвиями, звучат тексты из Корана – это в соседнем помещении имам читает
священную книгу мусульман. Еще одна экспозиция – одежда повелителей Блистательной
Порты, от широченных расшитых кафтанов, в которых щеголяли султаны века
шестнадцатого до традиционных военных мундиров века девятнадцатого.
Ворота Счастья - вход в третий двор |
Ну, и, конечно, изразцы.
Практически все помещения во дворце отделаны керамической плиткой. Разнообразие
рисунков – в основном, это растительные и геометрические мотивы – впечатляет.
Восток издревле использовал глазурованную керамику для украшения. Потом эти
традиции подхватили римляне, греки-византийцы и арабы. А сегодняшняя
итальянская керамика – это правнук изразцов, украшавших ворота Иштар в древнем
Вавилоне. Распространение ислама с его запретом изображать людей дало
возможность мастерам проявить свою фантазию, создавая причудливейшие узоры.
Внутренние помещения украшены изразцами |
Покидаем дворец. Выходим из ворот
и поворачиваем направо. После весьма крутого спуска идут ворота в сад Гюльхане,
в котором когда-то гуляли султаны и члены их семьи. По выходным тут собираются
не только туристы, но и жители города. Это, пожалуй, основной его недостаток –
слишком много посетителей.
В парке Гюльхане |
Чуть дальше над тротуаром
нависает павильон Алай (Алай Кёшк). За свою историю он неоднократно перестраивался,
нынешняя версия существует со времен Махмуда II. Султаны использовали его и для встреч, и для наблюдения за
маршами и церемониями за внешней стеной дворца. А один из правителей, Мурад IV, любил в качестве средства
от похмелья пострелять из аркебузы по горожанам из окна этого павильона.
Горячая кровь, однако!
Алай Кёшк |
Напротив Алай Кёшк находится вход
во дворец великого визиря. Великолепные ворота стали синонимом не только
правительства империи, но и самой империи – Высокая, или Блистательная Порта.
Гарем
Естественно, в первую очередь, мы
идем в гарем. И тут выясняется, что ребенку таки нужен билет, ибо она уже
старше 6 лет. Пока я стою в очереди в кассу, где четверо немецких туристов не
могут разобраться, кому и сколько платить, дочка папараццит вокруг.
Вступаем под своды гарема. Первый
двор – двор черных евнухов. Дочка интересуется, существовал ли у евнухов
праздник отрезания?
Двор, мечеть и комнаты, в которых жили евнухи |
Евнух – неотъемлемая часть
гарема. Изначально у османов были черные и белые евнухи. Со временем белых
становилось все меньше – они тяжелее переносили кастрацию и чаще помирали после
процедуры. Зато черные стали доминировать. Их покупали арабские работорговцы,
чаще всего, в детском возрасте, и проводили операции. Операциями занимались
монахи, одним из центров этой крайне своеобразной хирургии был коптский
православный монастырь Дэйр-эль-Абьяд близ нынешнего египетского Сохага.
Расположенный в долине, на полпути из Абиссинии в дельту Нила, он идеально
подходил для торговцев живым товаром.
Витражные окна создают атмосферу восточной сказки - волшебной, но немного страшноватой |
В украшении потолков сочетаются восточные и европейские традиции |
В 1807 году Селим был свергнут с
трона двоюродным братом и заточен во дворце. Через год военные вновь подняли
мятеж и попытались восстановить свергнутого правителя на престоле. Убийцы бросились
в гарем, где проживал свергнутый Селим, но никак не могли найти его в хитросплетении
комнат. Наложница Пейкидиль указала им путь. У Селима в руках не было ничего,
кроме флейты. Он мужественно встретил своих убийц: глядя им в глаза, начал
читать молитву. Удар меча оборвал его на полуслове… Следующей жертвой должен
был стать наследник престола, но его удалось спасти. Одна из служанок сыпнула в
глаза преследователям золой. Наследник успел через дымоход выбраться на крышу и
был спасен. Войска провозгласили его новым султаном, он отомстил убийцам и
вознаградил верную служанку. А наложницу Пейкидиль, как это было принято,
задушили и бросили в море.
В середине XIX века султан перебирается в новый дворец,
куда переводят и гарем. Этот переезд символизировал разрыв с прошлым, Турция
постепенно превращалась в современное государство.
Гарем – это лабиринт комнат,
маленьких двориков и коридоров. Многие помещения закрыты для посетителей,
кое-где идет реставрация. Создается впечатление чего-то неуютного, давящего.
Хотя отделка богатая, особенно в некоторых помещениях. Покои валиде-султан,
наследников-шехзаде и опочивальни султанов просто роскошны, но что-то мешает представить
их жилыми. Может, перемещающаяся толпа?
Один из внутренних двориков кажется местом для прогулок в тюрьме |
В далекой дымке скрывается Золотой Рог, призрачный и недостижимый, как и свобода |
Окно в покоях шехзаде, наследника, забрано решеткой - то ли для того, чтобы сохранить его покой, то ли чтобы не дать ему сбежать |
Дочка перебегает из одной комнаты
в другую, представляя себя дочерью султана. Она недовольна, что в самые
интересные помещения доступа нет, подозревает, что самое вкусное от нее
скрывают. Эх, да если б я был султан…
Вот и Золотая дорога – невзрачный
коридор, проходя по которому, взошедший на престол султан разбрасывал золотые
монеты и украшения для обитательниц гарема.
Во двор самого дворца выхожу с облегчением – это место
оставляет все же сложные и неоднозначные впечатления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий