Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. Тур по Босфору (пресловутый «Bosphorus tour»). Румели Хисары. Анадолу Кавагы. Ворота в Черное море.
Тур по Босфору
На третий день жизни в Стамбуле
пришло время отправиться на морскую прогулку. Как же так – быть на Босфоре и не
пройтись по нему. Не обращая внимания на торговцев пресловутыми «Bosphorus tour», мы отправляемся в
Эминёню, откуда и отходят паромы. Поскольку эта прогулка пользуется популярностью,
по Босфору туристов возят несколько компаний. Мы предпочитаем муниципальный
транспорт.
При всем кажущемся хаосе, на
Эминёню есть внутренняя логика и порядок. Конечная остановка автобусов имеет
несколько посадочных площадок, каждая из которых пронумерована и снабжена
указателем, какие именно маршруты стартуют от данной платформы. То же касается
и паромов. На каждом терминале обозначен пункт следования: Кабаташ, Юскюдар и
т.д.
Огромный щит с расписанием
поездки по Босфору служит ориентиром. Становимся в хвост очереди. До отправления
остается около получаса (паром отчаливает в 10.35), людей немало, но очередь
движется быстро. Билет стоит 25 лир (это – «большой» тур, есть еще «малый» по
сокращенному маршруту, он дешевле). Паром идет в сторону Черного моря около полутора
часов, в течение которых пассажиры наслаждаются видами берегов пролива. Для
желающих на пристани предлагаются аудиогиды, но нужен залог – паспорт или 100
лир.
На борту в ожидании отправления
знакомимся с содержимым буфета. Подмечено: в таких случаях просто распирает
почаще проголодаться, раз дороже, значит, нужно, и побольше. Внезапно тут же
просыпаются голод и жажда и вступают в борьбу с бюджетом. И бюджет обычно
терпит поражение.
Чтобы не видеть, как мне наносят
финансовый ущерб, выбираюсь на открытую часть палубы. Здесь свежо, особенно,
когда поднимается ветер. Прямо передо мной Галатский мост с зарослями удочек,
поплавки плюхаются в воду рядом с кормой парома. Отправляемся и вскоре покидаем
Золотой Рог. Виды по берегам Босфора действительно заслуживают внимания. Когда
мы приближаемся к очередной особо достопримечательной достопримечательности, пассажиры
стекаются к борту, клацанье фотокамер на мгновение делает неслышным даже
двигатель. Активизируются фото-онанисты – любители самим себя фотографировать
на фоне чего ни попадя. Потом появляется новый объект у другого борта, и тусовка
перекочевывает туда.
Мечеть Джихангира |
По левой стороне проплывает
мечеть Джихангира, построенная еще Синаном в память младшего сына Сулеймана Великолепного.
Бедный принц-горбун прожил всего 22 года. Это творение Синана, в отличие от
других его зданий, тоже оказалось недолговечным и было разрушено пожарами и
землетрясениями до основания. Только в 1874 году архитектор-армянин Саркис
Бальян восстановил ее, точнее, построил новую мечеть на месте прежней.
Мечеть Долмабахче |
Дворец Долмабахче |
Чуть дальше стоит дворец Долмабахче.
Сюда в середине XIX
века перебрались султаны из Топкапы – торжества прошли в 1856 году и были
приурочены к окончанию Крымской войны. Потом здесь обитал первый президент республики
Ататюрк.
Проходимо под гигантским вантовым
мостом. Он именуется Первым Босфорским, и был введен в строй в 1973 году в
честь 50-летия Турецкой республики. К сожалению, он закрыт для пешеходов.
Крепость Румели Хисары |
А вот и одна из жемчужин турецкой
фортификации, крепость Румели Хисары (Rumeli Hisarı). «Румели» - расположенная на европейском
берегу, в Румелии (Византии, которая была наследницей Римской империи).
Построена в 1452 году будущим завоевателем Константинополя, султаном Мехмедом.
Кстати, на ее постройку затратили всего 4 с половиной месяца. На
противоположном, анатолийском берегу, стоит ее старшая сестра, крепость Анадолу
Хисары. В этом месте Босфор сужается до 700 метров. Крепости надежно
перекрывают водную артерию. Даже сегодня стены и башни выглядят мощными и
грозными, с воды они смотрятся особо впечатляюще.
Румели Кавагы |
Судно периодически останавливается
то у одной пристани, то у другой. Это сопровождается пополнением числа пассажиров.
Финальная остановка на европейском берегу в деревушке Румели Кавагы. Отсюда
Босфор расширяется, раздвигая берега навстречу Черному морю. Домики под
черепичными крышами утопают в зелени. Похоже на Ниццу, если бы не минарет.
Наверное, Лазурный берег сегодня выглядел бы также, если бы арабам удалось там в
свое время поосновательнее закрепиться.
Анадолу Кавагы |
Теперь судно поворачивает к
азиатскому берегу. Приближается Анадолу Кавагы, конечный пункт нашего маршрута.
Дома поселка стоят у самой воды, чтобы подобраться к парадному входу,
необходима лодка.
Считается, что первую крепость
построили здесь византийцы. Она встречали незваных гостей с севера, имевших
привычку прибивать свои щиты к городским
воротам. Ну и должны была принуждать к миру особо буйных путешественников «из
варяг в греки» - варяжские воины, приходившие ко двору императоров поработать в
качестве секьюрити, не отличались толерантностью своих сегодняшних потомков. Предполагают,
что пролив перегораживался цепью. Кстати, на противоположном берегу также была
крепость – в этих краях крепости ходят парами. Имея две твердыни, можно успешно
и безопасно взимать денежку с проходящих судов. Затем тут обосновались
итальянцы, которых в 1391 году выбили турки. И сегодня в этих местах многие
участки закрыты для доступа – стратегическое место контролирует турецкая армия.
Высаживаемся и попадаем под
обстрел зазывал рыбных ресторанчиков. Но
у нас сегодня в плане шаурма. Хозяин (или повар) добавляет в лаваш и в счет
все, что только возможно. Поэтому нужно внимательно следить за руками и громко
кричать «Нет!», если он попытается добавить что-то неоговоренное. Кстати, цены,
как правило, выше, чем в Стамбуле. Здесь туристический сезон заканчивается раньше,
и жителям хочется понадежнее обеспечить себя на время затишья.
Подкрепившись, начинаем подъем в
гору, к развалинам замка. Это одна из немногих местных примечательностей. По
дороге то и дело натыкаемся на таблички с надписями, запрещающими
фотографировать то, что принадлежит армии. Как правило, это самые интересные
виды. В эпоху космических технологий это, несомненно, надежно убережет все
главные военные тайны.
Общепит готов испортить любой вид |
К счастью, он все же не вездесущ |
Дорога к вершине с рюкзаком за
спиной и двумя девицами в руках утомительна. Турки это прекрасно понимают,
поэтому на пути притаилась пара ресторанчиков. В первый заходим перевести дух и
купить воды. Он расположен так, чтобы надежно испортить самые интересные ракурсы,
что еще остались от армии.
Развалины замка |
Сохранились плиты с крестами, несмотря на турецкое владычество |
Добираемся до цели. Я
разочарован. Две башни, проход внутрь закрыт, стена, калитка (может, иногда и
открытая, но во вторник после полудня надежно и безнадежно запертая) – вот и
все, что осталось от крепости. С одной стороны к башням ведет тропинка из деревни
и ресторанов – по ней приходят, как правило, иностранцы. С другой уходит дорога
в сторону лесистых холмов Анатолии. Этим путем чаще пользуются сами турки. С
площадки у башен открывается вид на Босфор и предчерноморье.
Ворота, ведущие в Черное море |
Путь вниз, к побережью
преграждают колючая проволока и кусты. Пока я изучаю возможность проникнуть
сквозь эти преграды, появляется жужжащая птица – беспилотник. Он регулярно
облетает окрестности, заставляя пожалеть, что здесь нет подразделения метателей
камней из пращи. Уж они бы сейчас пригодились, чтобы убрать эту назойливую
жужжалку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий