Translate

вторник, 20 января 2015 г.

Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. «Bosphorus tour» - тур по Босфору

Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. Тур по Босфору (пресловутый «Bosphorus tour»). Румели Хисары. Анадолу Кавагы. Ворота в Черное море.




Тур по Босфору

На третий день жизни в Стамбуле пришло время отправиться на морскую прогулку. Как же так – быть на Босфоре и не пройтись по нему. Не обращая внимания на торговцев пресловутыми «Bosphorus tour», мы отправляемся в Эминёню, откуда и отходят паромы. Поскольку эта прогулка пользуется популярностью, по Босфору туристов возят несколько компаний. Мы предпочитаем муниципальный транспорт.

При всем кажущемся хаосе, на Эминёню есть внутренняя логика и порядок. Конечная остановка автобусов имеет несколько посадочных площадок, каждая из которых пронумерована и снабжена указателем, какие именно маршруты стартуют от данной платформы. То же касается и паромов. На каждом терминале обозначен пункт следования: Кабаташ, Юскюдар и т.д.

Огромный щит с расписанием поездки по Босфору служит ориентиром. Становимся в хвост очереди. До отправления остается около получаса (паром отчаливает в 10.35), людей немало, но очередь движется быстро. Билет стоит 25 лир (это – «большой» тур, есть еще «малый» по сокращенному маршруту, он дешевле). Паром идет в сторону Черного моря около полутора часов, в течение которых пассажиры наслаждаются видами берегов пролива. Для желающих на пристани предлагаются аудиогиды, но нужен залог – паспорт или 100 лир.

На борту в ожидании отправления знакомимся с содержимым буфета. Подмечено: в таких случаях просто распирает почаще проголодаться, раз дороже, значит, нужно, и побольше. Внезапно тут же просыпаются голод и жажда и вступают в борьбу с бюджетом. И бюджет обычно терпит поражение.

Чтобы не видеть, как мне наносят финансовый ущерб, выбираюсь на открытую часть палубы. Здесь свежо, особенно, когда поднимается ветер. Прямо передо мной Галатский мост с зарослями удочек, поплавки плюхаются в воду рядом с кормой парома. Отправляемся и вскоре покидаем Золотой Рог. Виды по берегам Босфора действительно заслуживают внимания. Когда мы приближаемся к очередной особо достопримечательной достопримечательности, пассажиры стекаются к борту, клацанье фотокамер на мгновение делает неслышным даже двигатель. Активизируются фото-онанисты – любители самим себя фотографировать на фоне чего ни попадя. Потом появляется новый объект у другого борта, и тусовка перекочевывает туда.
Мечеть Джихангира
По левой стороне проплывает мечеть Джихангира, построенная еще Синаном в память младшего сына Сулеймана Великолепного. Бедный принц-горбун прожил всего 22 года. Это творение Синана, в отличие от других его зданий, тоже оказалось недолговечным и было разрушено пожарами и землетрясениями до основания. Только в 1874 году архитектор-армянин Саркис Бальян восстановил ее, точнее, построил новую мечеть на месте прежней.

Мечеть Долмабахче
Дворец Долмабахче

Чуть дальше стоит дворец Долмабахче. Сюда в середине XIX века перебрались султаны из Топкапы – торжества прошли в 1856 году и были приурочены к окончанию Крымской войны. Потом здесь обитал первый президент республики Ататюрк.
Проходимо под гигантским вантовым мостом. Он именуется Первым Босфорским, и был введен в строй в 1973 году в честь 50-летия Турецкой республики. К сожалению, он закрыт для пешеходов.
Крепость Румели Хисары
А вот и одна из жемчужин турецкой фортификации, крепость Румели Хисары (Rumeli Hisarı). «Румели» - расположенная на европейском берегу, в Румелии (Византии, которая была наследницей Римской империи). Построена в 1452 году будущим завоевателем Константинополя, султаном Мехмедом. Кстати, на ее постройку затратили всего 4 с половиной месяца. На противоположном, анатолийском берегу, стоит ее старшая сестра, крепость Анадолу Хисары. В этом месте Босфор сужается до 700 метров. Крепости надежно перекрывают водную артерию. Даже сегодня стены и башни выглядят мощными и грозными, с воды они смотрятся особо впечатляюще.
Румели Кавагы
Судно периодически останавливается то у одной пристани, то у другой. Это сопровождается пополнением числа пассажиров. Финальная остановка на европейском берегу в деревушке Румели Кавагы. Отсюда Босфор расширяется, раздвигая берега навстречу Черному морю. Домики под черепичными крышами утопают в зелени. Похоже на Ниццу, если бы не минарет. Наверное, Лазурный берег сегодня выглядел бы также, если бы арабам удалось там в свое время поосновательнее закрепиться.
Анадолу Кавагы
Теперь судно поворачивает к азиатскому берегу. Приближается Анадолу Кавагы, конечный пункт нашего маршрута. Дома поселка стоят у самой воды, чтобы подобраться к парадному входу, необходима лодка.

Считается, что первую крепость построили здесь византийцы. Она встречали незваных гостей с севера, имевших привычку прибивать свои щиты  к городским воротам. Ну и должны была принуждать к миру особо буйных путешественников «из варяг в греки» - варяжские воины, приходившие ко двору императоров поработать в качестве секьюрити, не отличались толерантностью своих сегодняшних потомков. Предполагают, что пролив перегораживался цепью. Кстати, на противоположном берегу также была крепость – в этих краях крепости ходят парами. Имея две твердыни, можно успешно и безопасно взимать денежку с проходящих судов. Затем тут обосновались итальянцы, которых в 1391 году выбили турки. И сегодня в этих местах многие участки закрыты для доступа – стратегическое место контролирует турецкая армия.

Высаживаемся и попадаем под обстрел зазывал  рыбных ресторанчиков. Но у нас сегодня в плане шаурма. Хозяин (или повар) добавляет в лаваш и в счет все, что только возможно. Поэтому нужно внимательно следить за руками и громко кричать «Нет!», если он попытается добавить что-то неоговоренное. Кстати, цены, как правило, выше, чем в Стамбуле. Здесь туристический сезон заканчивается раньше, и жителям хочется понадежнее обеспечить себя на время затишья.

Подкрепившись, начинаем подъем в гору, к развалинам замка. Это одна из немногих местных примечательностей. По дороге то и дело натыкаемся на таблички с надписями, запрещающими фотографировать то, что принадлежит армии. Как правило, это самые интересные виды. В эпоху космических технологий это, несомненно, надежно убережет все главные военные тайны.
Общепит готов испортить любой вид
К счастью, он все же не вездесущ
Дорога к вершине с рюкзаком за спиной и двумя девицами в руках утомительна. Турки это прекрасно понимают, поэтому на пути притаилась пара ресторанчиков. В первый заходим перевести дух и купить воды. Он расположен так, чтобы надежно испортить самые интересные ракурсы, что еще остались от армии.
Развалины замка
Сохранились плиты с крестами, несмотря на турецкое владычество
Добираемся до цели. Я разочарован. Две башни, проход внутрь закрыт, стена, калитка (может, иногда и открытая, но во вторник после полудня надежно и безнадежно запертая) – вот и все, что осталось от крепости. С одной стороны к башням ведет тропинка из деревни и ресторанов – по ней приходят, как правило, иностранцы. С другой уходит дорога в сторону лесистых холмов Анатолии. Этим путем чаще пользуются сами турки. С площадки у башен открывается вид на Босфор и предчерноморье.

Ворота, ведущие в Черное море
Путь вниз, к побережью преграждают колючая проволока и кусты. Пока я изучаю возможность проникнуть сквозь эти преграды, появляется жужжащая птица – беспилотник. Он регулярно облетает окрестности, заставляя пожалеть, что здесь нет подразделения метателей камней из пращи. Уж они бы сейчас пригодились, чтобы убрать эту назойливую жужжалку.

Потоптавшись на площадке, отправляемся в обратный путь. Времени как раз хватает, чтобы поймать какой-нибудь сувенирчик и забраться на борт. Паром методично поглощает пространство, оставляя пассажиров на промежуточных пристанях. В половине пятого мы возвращаемся на причал в Эминёню. Впечатления неоднозначные: с одной стороны, Долмабахче и Румели Хисары с моря интересны, но Анадолу Кавагы меня однозначно разочаровало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий