Translate

понедельник, 19 января 2015 г.

Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. Золотой Рог. Галатский мост

Стамбульская мозаика. Турция. Стамбул. Золотой Рог. Дельфинарий. Макбул и мактул. Рыбные рестораны. Галатский мост. На крючке. Новая мечеть.




Золотой Рог (Golden Horn, Haliç)

В первый же день мы отправляемся на прогулку к Золотому Рогу, заливу, который для греческого города оказался воистину рогом изобилия. Удобная гавань способствовала превращению Византия, а затем Константинополя в один из мировых торговых центров. Золотой Рог длинным языком тянется мимо исторической части города, доходя до относительно новых районов. Еще недавно здесь были промышленные предприятия. Потом город стал избавляться от них, а на берегах залива появились парки.

Сегодня через залив ведут несколько мостов. Мы поднимаемся на один из них, вантовый, по верху которого проносятся поезда метро. Мост в такие минуты начинает ходить ходуном. Дочка первое время судорожно хватает меня за руку, испуг быстро проходит, но следы от ее ногтей остаются надолго. Привыкнув к качке, мы неспешно прогуливаемся по нижнему ярусу.

Это идеальное место для обзорных экскурсий – подмостки, на которых разворачивались драмы и трагедии мирового значения, прямо перед нами. Мириады актеров, знаменитых и безвестных, творили здесь историю. Итак, слева направо. 
Вот – Галата, предместье, в котором селились итальянцы, самая европейская часть города. На холме возвышается  бывшая генуэзская башня, даже современные постройки ее не закрывают. 
В центре – Галатский мост, а дальше – Юскюдар, азиатский берег Босфора. 
На правом берегу, на мысу – султанский дворец, далее – Айя-София и Сулеймания. Ниже, ближе к воде – Новая мечеть. 
Если посмотреть назад, видны мечеть Селима Явуза и красное кирпичное здание под серым куполом – Греческий лицей. Там был Фанар, греческий квартал, и до сих пор находится резиденция константинопольского патриарха.
Сулеймание с галатского берега
То тут, то там виднеются минареты. Мечетей вообще огромное множество. Подумалось, что по количеству минаретов бывший второй Рим не уступает числу колоколен в третьем Риме, дореволюционной Москве.
Я поражен пронзительно аквамариновым цветом вод залива. Кажется, а чего ж еще ожидать от морской воды, кроме цвета морской воды? Но после ржавого Амура и желтой Сунгари это казалось необычным и радовало глаз.

В один из ненастных осенних дней я отправляюсь в верховья на разведку – мне хотелось присмотреть, куда можно сводить ребенка. Карты показывали, что там есть парк Миниатюрк и дельфинарий. Миниатюрк – парк, в котором собраны уменьшенные копии турецких достопримечательностей - я проехал, практически не заметив его. Из окна автобуса вид оказался не очень привлекательным. А прогулка ветреным и дождливым днем - тем более.
В верховьях Золотого Рога
Вышел из автобуса, и оказался на берегу Золотого Рога, почти у самых его истоков. В нескольких десятках метров от меня этот легендарный залив рождается слиянием двух речушек. Дельфинарий находится на другой стороне – просто переберись через бухту, и ты на месте. Выхожу на берег, и в нос бьет запах Харбина: густая канализационная вонь наполняет окрестности. Речки-основательницы превращены в обычные сточные канавы, сливаясь, эти вонючки и порождают Золотой (а ныне Золотарный) Рог.

Огибаю его и добираюсь до дельфинария. Зловоние преследует, только внутри самого дельфинария оно отступает, его перебивает запах поп-корна. Представления дают только раз в день, в 14.00. Я попадаю за час до представления, на дворе суббота, но наплыва посетителей не наблюдаю. Лишь одна семья с ребенком приобретает билеты. Сувениры – дельфинчики и тюлени, плюшевые и не очень – скучают без внимания. Позевывает охранник. Тоскливенькое местечко. Желания возвращаться сюда, тем более с ребенком у меня не возникает. По дороге домой рассматриваю окрестности: унылые пейзажи постепенно сменяются живописными развалинами.

Галатский мост

Перебравшись через Золотой Рог на противоположный берег, мы оказываемся у фонтана, созданного по велению Салихи Валиде-Султан, матери Махмуда I. По задумке, он должен украшать площадь перед мечетью Азапкапы Соколлу, построенной великим Синаном. Но сегодня фонтан служит гораздо более важным целям – скрашивает собой стройку, декорирует автостоянку и дает приют страждущим. Вот как султаны и их родственники заботились о простых людях.
Мечеть Азапкапы Соколлу
Фонтан Салихи Валиде-Султан
Бассейн фонтана при желании можно приспособить под спальню
Чуть пройдясь улицами Галаты мы возвращаемся к берегу залива, проходя мимо мечети Ибрагим-паши, того самого, которого после дружеского ужина приказал удавить султан Сулейман. Легким движением руки могущественный министр из «макбул» (фаворита) превратился в «мактул» (казненного). Разница всего в одну букву – и целую жизнь.

Как раз раздается очередной призыв к намазу. В первое время от неожиданности вздрагиваешь, но очень быстро привыкаешь и практически перестаешь замечать. Зато появляется очень удобный ориентир – молитва должна производиться в определенное время, можно сверять часы.

Мы оказываемся у Галатского моста, в районе рыбного рынка. Здесь дары Черного и Мраморного морей продаются оптом и поштучно. Здесь же, рядышком, располагаются несколько рыбных ресторанчиков и ряд с жаровнями, на которых готовят balık ekmek – рыбные бутерброды.
На рыбном рынке у Галатского моста. Красные жабры показывают свежесть рыбы
«Ресторанчики» - это громко сказано. Вот на самом Галатском мосту, – там да, настоящие рестораны. Но и цены соответствующие. А здесь – десяток-полтора столиков под зонтиками или просто под открытым небом. Зазывала-распорядитель (чаще всего, он же и официант, и кассир) на всех известных ему языках просит заглянуть именно к ним. Кухня располагается, как правило, в каморке на первом этаже дома неподалеку. Зазывала просит за стол. Меню включает десяток-другой блюд, почти исключительно рыбных. Делаешь заказ, официант спешно отправляется на кухню, иногда за несколько десятков метров. Повар приступает к работе. Свежайшая рыба однозначно заслуживает того, чтобы ей отдали должное.

Таких ресторанчиков несколько. В первый раз мы посетили заведение с зазывалой, обратившимся к нам на русском. В дальнейшем сменили место дислокации, перебравшись в соседнее заведение. Там парень-зазывала владел английским, а повар восхитительно готовил скумбрию-пеламиду. Нежная, только с огня, пахнущая дымком, с хрустящей корочкой рыба была великолепна. В следующие визиты мы с зазывалой демонстрировали друг другу свои лингвистические познания: я вставлял пару фраз на турецком, он – на русском. Такой обмен любезностями.

Раз в пасмурный день мы оказались чуть ли не единственными посетителями – сезон закончился, туристов становится все меньше. Зазывала, увидев меня, кивает, улыбается, как старому знакомому и почтительно провожает за столик. От воды тянет сыростью, мои дамы зябко кутаются в приобретенные по случаю посещения мечети платочки. Вскоре начинает капать с неба, перебираемся под зонтик. Официант приносит всем чай в маленьких тюльпановидных стаканчиках. Я гляжу на него - в моем взгляде логичный вопрос. «Подарок», - успокаивает он меня. Согреваемся и расслабляемся, становится тепло и уютно. Кажется, можно сидеть часами, слушая плеск волн, иногда заглушаемый протяжным пением муэдзинов.

Обед ожидаем в большой компании: у ног крутятся две-три кошки, у воды планируют чайки, показывают класс по дайвингу бакланы.  Нам троим обед обходится в среднем в 50-80 лир.

Вот и Галатский мост – в нижнем ярусе располагаются рыбные рестораны, где ассортимент почти тот же, что и на берегу, но цены повыше. Поверху идут трамвайные рельсы, машины и пешеходы. Здесь же скапливаются десятки любителей рыбалки. К ним добавляются туристы, торговцы, чистильщики обуви и просто зеваки.
Галатский мост с его рыбными ресторанами
Мост ощетинился удочками
 

Идти нужно осторожно, чтобы рыбак, в азарте забрасывающий удочку, не поймал вас на крючок. Обрывков лески с крючками немало валяется под ногами. Дочка подолом цепляет такой комок. Начинаю вынимать, мне на помощь приходит один из рыбаков – обрезает леску, пока я вытаскиваю из ткани крючки. Подходит еще один с кусачками. Втроем справляемся быстро – снимаем девицу с крючка. На прощание – «спасибо», улыбка, кивок головой.

Здесь в первый и последний раз столкнулись с описанным туристами трюком «чистильщика обуви». Перебираясь через мост, мы уже предвкушаем обед. Вдруг от перил резко поднимается фигура с ящичком для чистки обуви. Он идет на метр-другой впереди нас, оглядывается и «случайно» роняет щетку практически мне под ноги. Но на сей раз плуту не повезло. Предполагается, что в дальнейшем он в знак благодарности за поднятую щетку предлагает почистить обувь – «бесплатно» - а потом требует денег и немало. Случайность здесь исключалась. Выверено было все: в какой момент оторваться от перил и насколько опередить нас, в какой момент уронить щетку.

На другом берегу, в Эминёню, толчея достигает апогея. Передвигаться в толпе удается с большим трудом. Здесь конечная многих автобусов и паромов. Здесь же находятся достопримечательности – Новая мечеть, Египетский базар, мечеть Рустем-паши.
Новая мечеть
Перед новыми технологиями все равны

До конца XVI века здесь обитали преимущественно члены местной еврейской общины. Одна из валиде-султан, Сафийе, фактическая правительница империи при ее муже и сыне, начала строительство Новой мечети. Дама эта была весьма предприимчивой: в ее сундуки стекались взятки за назначения на должности чиновников, с таможни и прочих подобных «предприятий». Возведение этой мечети стало турецким долгостроем – ее завершили почти через 70 лет после закладки.
Мечеть Рустем-паши
Чуть дальше стоит меньшая по размерам, но более симпатичная мечеть Рустем-паши, построенная вездесущим мимаром Синаном.

Египетский базар был возведен практически в одно время с завершением строительства Новой мечети. Есть несколько версий происхождения названия. По одной из них, пряности, которые составляли основу товаров, продаваемых на этом рынке, поставлялись из Индии через Египет. По другой, он построен на доходы от налогов, поступивших от торговли с Египтом. Сегодня здесь продают не только пряности (хотя и их очень много), но и прочие товары, ориентируясь, в основном, на туристов. Цены, естественно, далеко не низкие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий