Таксим, Истикляль и Тюнель
На северном берегу Золотого Рога
расположены два исторических района, Галата и Пера, первый из которых был
предместьем Константинополя, а второй – предместьем первого. Обитали тут по
большей части иностранцы. Со временем получился слоеный бутерброд: внизу, у
побережья, преобладали итальянцы, чуть выше – евреи, а выше всех забрались
армяне. При турках сюда добавилось немного греков, морисков – арабов из Испании
и некоторых других народов. В середине XIX века рядом с этим райончиком, на берегу Босфора вырос
султанский дворец Долмабахче. В 1870 году случился страшный пожар, уничтоживший
восемь тысяч зданий, погибло 650 человек. С этого года было предписано строить
дома из камня или кирпича. И вскоре Пера преобразилась, обросла зданиями с
причудливыми, даже вычурными фасадами. Модерн местного разлива явно вдохновлен европейскими
образцами. Сейчас в этих зданиях частенько располагаются официальные
учреждения, например, вдоль улицы Истикляль нередко встречаются консульства.
|
Пешеходная улица Истикляль (Независимости) |
|
Фасад одного из зданий на Истикляль |
Сегодня здесь концентрируются
торговые и развлекательные заведения. Эмигранты из постреволюционной России,
наводнившие одно время Стамбул, облюбовали этот район. Да и сегодня приезжие из
стран бывшего Союза охотнее всего селятся именно здесь. Один из центров района
– площадь Таксим. Двести лет назад первостепенной проблемой обитателей Галаты и
Перы было водоснабжение. Для решения этой задачи в 1732 году было построено водораспределительное
сооружение. «Распределение», «раздел» по-турецки – «таксим». В 1880 году была
введена в действие современная система водоснабжения, прежнее сооружение
потеряло значение, а название осталось. В последнее время Таксим стал символом
антиправительственных выступлений.
|
Здание водораспределительной станции XVIII в., давшее название площади |
На Таксим мы поднимаемся от
пристани Кабаташ подземным фуникулером. Первое, что бросается в глаза –
памятник Независимости, помпезный монумент с неизбежным Ататюрком. Отца всех
турок обрамляет не только группа соратников по борьбе и рядовые соплеменники,
но и военные консультанты из страны победивших советов. Торжественные фигуры
воинов по флангам напоминают монумент павшим в Вентимилье. Что неудивительно –
проект стамбульского памятника делал итальянец. Как видно, между войнами Италия
поставила производство гордых мраморных солдат на поток.
|
Памятник Независимости на площади Таксим |
|
Итальянская воинская школа узнается по гордому виду солдата и знамени в руке |
|
Отец всех турок и его дети |
С площади замечаю храм с
куполом и двумя колокольнями, издалека он напоминает белорусские костелы. Это
греческая церковь святой Троицы, которая была выстроена в 1875-1880 годах.
Намереваюсь зайти осмотреть. Открываю внешнюю дверь. Дергаю внутреннюю. Ан нет,
не отворяется. Служитель показывает мне, что вход – в боковую дверь. Попутно
предлагает мне приобрести пару свечек и просит денег, сколько не жалко. Да, это
действительно православная церковь. Выворачиваю карманы но там затаилась лишь
бумажная пятерка да несколько монет. Грек глядит на меня с укоризной. Нету,
объясняю ему, больше. Он милостиво позволяет мне войти внутрь самой церкви. Не
успеваю еще толком рассмотреть пышное убранство, как появляется еще один
служитель. «Сэр, - зовет меня, - здесь нельзя сейчас находиться». Наверное,
оплаченное мною время истекло. Вот же хитрые потомки ромеев. Кажется, я начинаю
понимать крестоносцев и османов.
|
Православная церковь святой Троицы |
Мы идем по улице Истикляль. Здесь
жизнь бьет ключом круглосуточно. Улица запружена народом так, что временами
приходится протискиваться. Мимо нас к Тюнелю направляется ретро-трамвайчик.
Суть его скорее декоративная, нежели транспортная. Но своей неторопливостью и
обилием выступов он привлекает желающих прокатиться на дармовщинку, как во
времена расцвета трамвайства. Молодежь и дядьки с рюкзаками прыгают на ходу на
подножки с видимым удовольствием.
|
Трамвай по маршруту Таксим-Тюнель отправляется |
|
Гораздо интереснее покататься на подножках |
В небольшом тупике видна
колоколенка. Это еще одна церковь святой Троицы, на сей раз армянская
католическая. Правда, сегодня армян в этом районе осталось совсем мало. Немалую
роль в этом сыграл один из последних погромов в Турции, случившийся в 1955
году.
|
Колокольня церкви святой Троицы - армянской католической |
Недалеко друг от друга стоят две католические церкви,
святого Антония и святой Марии. Церковь святого Антония – самая большая
католическая церковь Стамбула, она молодая, ей чуть больше века. А вот церковь
святой Марии уже в возрасте, ее строили еще в 1678 году, позже она неоднократно
страдала то от пожаров, то от землетрясений, но каждый раз отстраивалась
заново. В отличие от греческой, сюда можно свободно зайти, осмотреть, посидеть,
подумать, помолиться. Посетители спокойно фотографируют – главное, не мешать
верующим. Внутри величественно и торжественно, невольно умолкаешь и переходишь на
шепот. Свечи стоят по 2 лиры за штуку – никто за тобой не следит, можешь просто
бросить монеты в ящик. А свечи ровно такие же, как и у православных греков.
|
К храму святого Антония ведет нарядная арка |
|
Церковь святого Антония |
|
Церковь святой Марии снаружи непримечательна |
Захожу в букинистический магазин.
Глаза разбегаются. На полках толпятся томики в неярких одежках. Тут соседствуют
географические, исторические, богословские сочинения, стихи и проза, карты и
гравюры разных эпох. Перебирать их можно бесконечно. Книги второй половины XIX века, кстати, более-менее
приемлемы по цене.
Добираемся до Тюнеля. Здесь в
1875 году была открыта первая городская подземка. Фактически, это фуникулер, а
не метро. Сегодня линия состоит из двух станций: начальной и конечной, между
которыми вагончик идет минут пять. Стоимость та же, что и при поездке на других
видах муниципального транспорта – выходит дороговато. У самого входа – конечная
трамвая. Как и трамвай, фуникулер Тюнеля ориентирован скорее на туристов.
|
Тюнель |
Отсюда можно извилистыми улочками
добраться до Галатской башни. Эта часть города имеет совершенно европейский
вид. Создается впечатление, что мы гуляем по улицам южно-французского или
итальянского города.
|
На улицах Галаты |
По дороге встречаем поднимающуюся нам навстречу
манифестацию. Это профсоюз работников сферы образования проводит свои акции.
Турецкие власти его очень не любят, даже несколько раз пытались запрещать, в
столице, например. Европейские туристы приветствуют манифестантов аплодисментами.
|
Манифестанты поднимаются к площади Тюнель |
Громада башни служит нам естественным
ориентиром. Постояв минут двадцать в очереди и уплатив в кассу 18 с половиной
лир, подхожу к лифту. Охранник, он же лифтер, собирает группу из несколько
посетителей и запихивает в кабину. Поднимаемся наверх, выбираемся на смотровую
площадку.
|
Галатская башня доминирует над округой |
Она узкая, два человека могут разминуться, а вот два человека с
рюкзаками – с большим трудом. Народ медленно ползет вдоль перил, если кому-то
придет в голову остановиться и помедитировать, глядя на окрестные пейзажи, вся
цепочка останавливается, и люди начинают просачиваться вперед по капельке. Но оно
того стоит. С вершины башни, как на ладони видна вся Галата: улочки и
рестораны, люди и машины. Забавный дом с разноцветными балконами, церковь святых
Петра и Павла и интересные полукруглые развалины – остатки галатских стен,
гигантские круизные лайнеры у причалов. Галатский мост со снующими по обоим его
ярусам пешеходами. А дальше – султанский дворец и минареты мечетей. Совершив
круг почета, захожу внутрь и спускаюсь к подножию башни. Спускаемся к Золотому
Рогу и отправляемся к себе.
|
Разноцветные балконы оживляют пейзаж |
|
Султанский дворец Топкапы |
|
Айя-София и Султанахмет |
|
Галатский мост |
|
Колокольня церкви Святых Петра и Павла прячется среди домов, рядом - остатки галатских стен и башен |
|
В таком уголке можно отдохнуть от городской суеты |
Комментариев нет:
Отправить комментарий