Translate

воскресенье, 12 апреля 2015 г.

2012. Казахстан. Начало.

Казахстан. Начало. Алматы. Аэропорт. Эйр Астана




В декабре 2012 года несколько неожиданно для себя оказался по делам в Казахстане. Времени для поиска или осмотра достопримечательностей практически не было, зато удалось пообщаться с массой местных жителей и составить мнение об этой стране, где Европа встречается с Азией.

Путешествие началось на воронежской станции Придача. Придача – это не вокзал, а трехэтажный сарай с евроремонтом. Зала ожидания нет, бесплатный туалет на улице – обшитое пластиковыми панелями здание, внутри – бетонированный пол и деревянный помост с тремя прорубленными в нем дырками, как в забытой богом сельской школе.

Поезд, которому посчастливилось взять меня на борт, совершал рейс из Владикавказа на Казанский вокзал Москвы. Горячие кавказские парни, обильно населявшие вагоны, явно выказывали предпочтение спортивному стилю в одежде, и складывалось впечатление, что они в этих тренировочных костюмах живут безвылазно. Как и в кепках.

Когда остановились в Мичуринске, пассажиры из нашего поезда затеяли на перроне драку, там схватились человек десять. Чего не поделили – так и осталось неясным. Подбежало несколько правоохранителей, но они предпочли не вмешиваться. В остальном дорога прошла без приключений.

В Шереметьево все прошло очень быстро – регистрация, таможенники, погранцы. Через полчаса все формальности остались позади. Сервис в самолете был ненавязчив, но вполне приемлем. Вот только вино наливают итальянское, а не казахстанское.

С нами летела группа узбеков, которые всю дорогу стояли в очередь в туалет. Любопытно, что ходили они туда парами: один сидит внутри, второй стережет снаружи. По какой-то причине задвижку на двери они не признавали, наверное, чтобы не стеснять свою свободу.

Подлетаем к Алматы, идем на снижение. Самолет плавно протыкает тонкий слой облаков, и открывается потрясающая картина: горы, высокие, скалистые, с вершинами, подсвеченными клонящимся к закату солнцем. Величественное зрелище. Самолет долго маневрирует, земля постепенно приближается, видны прямоугольники заснеженных полей. Потом стали различимы дома – тут целые районы застроены одно- и двухэтажками. Вот уже отчетливо видны деревья, машины. Посадочная полоса приближается, садимся.

Багаж получать не надо – у меня был рейс до Кызылорды, но в пункт назначения самолет вылетал только на следующий день, поэтому переночевать предстояло здесь, в Алматы, южной столице Казахстана.

Девушка-пограничник порадовала меня, сообщив, что регистрация не нужна, если я пробуду в стране не более 30 дней. Здесь же, у окошка заполнил миграционную карточку. Их должны выдавать в самолете, но ненавязчивость сервиса авиакомпании предполагает забывчивость персонала. Ладно, не беда. Получаю штамп в паспорт, прохожу далее.

Поменял деньги. Естественно, в аэропорту курс самый неудачный. Рубль меняли на 4,4 тенге (российский банк, услугами которого я пользуюсь, пересчитывал мне по курсу 4,76). Разница кажется небольшой, но для значительных сумм и при уровне казахстанских цен – ощутимо. Тенге в первый момент поразили меня своей пестротой и эклектичностью – чего на них только не было. С непривычки путаешься, особенно учитывая, что в ходу несколько вариантов купюр одного достоинства.

Решил взять такси. Таксун сообщил, что это удовольствие обойдется мне в тысячу тенге. Пять тенге – рубль, выходит две сотни рублей. Отлично, беру. Оказывается, хитрый байстрюк Востока не уточнил, что это у него – за один километр пути. Всего таких километров до гостиницы оказалось 22, и преодолевали мы их минут сорок. Короче, этот шайтан разорил меня. Хорошо, что в гостинице принимаются карты.

Я пользовался услугами не самых дорогих отелей, старался выбирать подешевле, с минимально необходимым набором: интернет, душ и туалет в номере.. Номера, как правило, одно- или двухместные. Стоит ночь в таком номере в среднем 8000 тенге. В Таразе номер мне обошелся в 13000, а в Талдыкоргане – в 5000 (в обоих случаях - полулюкс). Везде была возможность расплатиться картой.

В гостинице в Алматы меня ждал большой двухместный номер. Из особенностей – раздвижной шкаф, у которого створки выпали из пазов и практически не двигались. Душевая кабина с металлическими деталями после привычного уже пластика смотрится экзотично и навевает воспоминания о канувших в Лету советских временах.

Едва успел раздеться, раздался стук в дверь. Еще, еще. Оделся, открываю. Оказывается, администратор решил позаботиться о постояльце и предложить девочек, дабы скрасить мое одиночество. С сожалением выслушал мой отказ и отправился восвояси.

Я спустился вниз и вышел на улицу. Гостиница стоит среди частного сектора и двухэтажных бараков. На улице темно, идти иногда приходится почти на ощупь. Прогуливаюсь, озираюсь, пытаюсь попутно найти продуктовый магазин. То, что попадается, не впечатляет: выбор весьма скудный. Да и поди разберись в местных незнакомых этикетках. Непривычные цены. Долго соображал, что лепешка за 55 тенге стоит всего 11 рублей.

На утро заказал себе такси. Оказалось, что до аэропорта меня могут довезти всего за 1500-2000 тенге. Утром проснулся чуть раньше будильника, неспешно собрался. Такси подъехало точно ко времени. Осталось уладить формальности: разбудить портье, который спал в холле на диване, босиком, но в пиджаке, отдать ему ключ от номера и дождаться, пока он отопрет входную дверь.

Водитель врубил шансон, и мы тронулись (я и автомобиль). До аэропорта добрались за 15 минут и 1600 тенге. Еще минут 15 ушло на регистрацию и предполетный контроль. Оставшийся до вылета час слонялся по залу ожидания для внутренних рейсов. Он небольшой, размером приблизительно с актовый зал в типовой школе. В центре – два ряда кресел, вдоль стены – бар, где продают только пиво, закусочная, где обитают только гамбургеры и шоколад, и служба безопасности.

При казахстанских расстояниях авиация – не роскошь. Авиасообщение есть между столицами, областными центрами и важнейшими городами. Летают весьма часто, но достаточно дорого. От Алматы до Шымкента авиабилет эконом-класса стоит около 25 тысяч тенге (для сравнения: до Москвы от Алматы – 35 тысяч, поезд Алматы-Шымкент в 8 раз дешевле – 3 тысячи).

Взлетели мы минут на двадцать позже расписания. Аэропорт Алматы расположен в предгорьях, где холодный воздух с вершин Заилийского Алатау смешивается с теплым воздухом равнины. Поэтому там частенько наблюдаются туманы. Поскольку вокруг горы, самолет начинает активно и резко маневрировать сразу после взлета. Это щекочет нервы. Взлетаем, любуемся окружающими город горами, быстро уходим вверх, за облака. Поднимаемся минут 15-20, забираемся на 11 километров от земли. К югу видны вершины, которые возвышаются даже над облачной пеленой. Там уже Киргизия, Памир. Суровые, скалистые и заснеженные, горы завораживают и не дают оторвать взгляд. Далеко-далеко внизу сквозь разрывы в облаках видна земля: хребты и ущелья, пятна озер, прихотливые изгибы рек, изредка – прямые линии дорог.

До Кызылорды лететь около полутора часов – это чуть более 900 километров. Когда до цели остается километров 200-250, самолет разворачивается. Командир судна сообщает, что Кызылорда не разрешает посадку из-за тумана, и нам придется вернуться обратно. Наш разворот ломал мне весь план поездки. В итоге до Кызылорды я так и не добрался.

Обратно до Алматы летели час, сели, нас отвезли в здание аэропорта, представители компании объяснили, что рейс задерживается на несколько часов. Ребята приняли на себя удар недовольных пассажиров. Ожидание затягивалось, вылет постоянно переносился. Некоторые особо горячие пассажиры предлагали лететь, невзирая ни на что. Их понять тоже можно, тяжело сидеть целый день в аэропорту. Но решение зависело не от настроений пассажиров, а от погоды в точке приземления. А там туман и не думал заканчиваться. В итоге рейс отменили (вернулись мы в Алматы около 11 часов дня, а решение об отмене рейса озвучили только в восемь вечера). Эта была уже хоть какая-то определенность. Я выдохнул и пошел забирать багаж. Самое тяжелое – это ждать, особенно в ограниченном пространстве зала ожидания.

Забронировал номер в той же гостинице, вызвал по телефону такси. Добрался до номера, заказал ужин: рыбу и литр местного пива (весьма хорошего, кстати), согласовал свои дальнейшие планы и вырубился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий