Translate

среда, 15 апреля 2015 г.

2012. Казахстан. Тараз. И вновь о поездатом. Автобус

Казахстан. Тараз. И вновь о поездатом. Автобус



Древний город с двухтысячелетней историей за свой век сменил много имен. В свое время он успел побывать столицей ханства Караханидов. Основатель династии, Карахан, погребен здесь, в городе. Его мавзолей является одной из местных достопримечательностей. 
Низкий купол древней мечети
Мавзолей Карахана
В советские времена город был известен, как Джамбул. На городском рынке стоит памятник героям фильма “Джентельмены удачи”: один из них, Василий Алибабаевич, был как раз из Джамбула, в котором тепло. А меня Тараз встретил редкостным для этих мест двадцатиградусным морозом. В независимом Казахстане на короткое время стал Жамбылом, а затем вернул себе свое исконное имя – Тараз. Город мне понравился. Он меньше, но гораздо чище Шымкента. Правда, мороз и необходимость заниматься делами не дали возможности в полной мере его изучить.
 
Герои из  "Джентельменов удачи" в жарких казахских снегах
Принимал меня отель «Жамбыл», расположенный в самом центре, в 500 тенге от железнодорожного вокзала (если не пользоваться услугами привокзальных таксунов). Номер – полулюкс, впервые в Казахстане – с ванной. Завтрак, «шведский стол», отличается от шымкентского жареными яйцами заместо вареных. Интересная особенность – сутки начинаются с момента прибытия. Я приехал в 11.30, соответственно, через 24 часа срок пребывания истекал. Утром, в 9 часов пошел договариваться о продлении пребывания на полсуток. Мне его и продлили на полсуток – до 21 часа.
Снежно и морозно в Южном Казахстане
На центральной площади
Новое время - новые герои
Нужно было решить еще одну задачку: попасть точно в срок в Талдыкорган. Дорога туда делится на два отрезка: от Тараза до Алматы, затем из южной столицы – до Талдыкоргана. Из средств передвижения я мог использовать только поезд, автобус или такси. Надежность самолета после того, как я не смог добраться до Кызылорды, вызывала сомнению, да и стоимость была несопоставима со всеми остальными.

Мы с таразским координатором отправились на вокзал ловить удачу за вагон. Билетов в кассах часто нет. Особенно накануне праздника (на носу был День независимости). Вот тут и появляются сомнительные личности, которые предлагают помощь в достижении нужной точки железнодорожным способом. В народе они именуются “посадчики”. Как правило, они являются представителями проводников. Схема, по словам местных товарищей, выглядит приблизительно так: проводник выкупает часть мест в своем вагоне, договаривается с “посадчиками” по маршруту, те ищут клиентов и приводят их к вагону, сдавая с рук на руки проводнику. Проводнику остается только стричь купоны, ну еще откупаться от начальников и правоохранителей различного ранга. Стоит это приблизительно вдвое дороже купленного в кассе билета. Сами “посадчики” за свои услуги получают 100 тенге (20 рублей) за каждого приведенного клиента. Но бывают времена, когда и такая экзотическая услуга не помогает. Билетов не было ни у кого.

Мой выбор пал на автобус. Проблема была в том, что из-за погодных условий (мороз, снег, гололед) дорога через перевал Курдай могла быть закрыта. Частные перевозчики выезжали на свой страх и риск. Но других вариантов не было, оставалось только положиться на волю судьбы. В автобусе стоимость проезда зависит от расположения места: чем ближе к водителю, тем престижнее и дороже. В передних рядах проезд из Тараза в Алматы обходился в 2500 тенге, в хвосте – полторы тысячи. Я взял место у окна в середине салона, как раз напротив двери.

Автобус выехал на час позже положенного. Мороз на улице крепчал, преодолев отметку в минус 20. В салоне согреться было невозможно: пока стояли, дверь (напротив моего сидения) была открыта, мне пришлось утепляться максимальным образом. Двинулись. Дверь захлопнулась, в салоне потеплело, но ненадолго. Из всех щелей в меня устремились потоки пробирающего до костей свежего уличного воздуха. Этот “кондиционер” работал на полную мощность, убавить было невозможно. Я сожалел, что в салоне нет холодильника. Там хотя бы температура плюсовая и можно было бы греться.

Чувствуешь, как постепенно превращаешься в сосульку. Ноги отмерзают. Находишь место, куда струя воздуха с улицы проникает с меньшей силой. Одна нога постепенно оттаивает, меняешь ноги. Вторая слегка приходит в чувство. В случаях редких остановок дверь открывается и салон наполняется свежим морозным воздухом.

Останавливались мы редко, но стояли подолгу. Выходишь на улицу, через несколько минут зубы начинают отбивать дробь, ноги теряют чувствительность. Забираешься в салон, и кажется, что там стало теплее. Автобус стартует, чувствуешь, как к конечностям постепенно возвращается чувствительность. Задремываешь на полчаса-час.

В половине шестого утра остановились у какой-то придорожной забегаловки. Горячий чай, камин внутри – это заведение казалось верхом сервиса и комфорта, куда там многозведным ресторанчикам. Отогревались минут 30-40, все это время водители возились с двигателем.

Около восьми утра лопнуло колесо. Остановились у обочины. С одной стороны серела степь. С другой – величественным монументом собственной неприступности стояли горы. В рассветном полумраке их громады синели вдали. Горы – это всегда завораживающее зрелище. Пока автобус стоял, совсем развиднелось. Где-то за вершинами солнце окрасило небо в розоватый цвет. Стали видны силуэты лошадей, пасшихся в степи. Они копытами разгребали снег, добывая бурую засохшую растительность. Такие же лошади паслись в этой степи и лет пятьсот назад. В таких местах время останавливается, и далекий суетный мир кажется нереальным.
 
Юрта с кондиционером - самый точный образ современного Казахстана
В Алматы прибыли в половине одиннадцатого, а уже через полчаса я ехал в такси (3000 тенге) в сторону Талдыкоргана. Дорога была отличной, наш “мерседес” развивал до 160 км в час. Километров за сто до цели (из 260) дорога пошла в гору, стала уже и нечищенной. До места добрались приблизительно часа за четыре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий