Казахстан. Тараз. И вновь о поездатом. Автобус
Древний город с двухтысячелетней историей за свой век сменил много имен. В
свое время он успел побывать столицей ханства Караханидов. Основатель династии,
Карахан, погребен здесь, в городе. Его мавзолей является одной из местных
достопримечательностей.
Низкий купол древней мечети |
Мавзолей Карахана |
В советские времена город был известен, как Джамбул. На
городском рынке стоит памятник героям фильма “Джентельмены удачи”: один из них,
Василий Алибабаевич, был как раз из Джамбула, в котором тепло. А меня Тараз
встретил редкостным для этих мест двадцатиградусным морозом. В независимом
Казахстане на короткое время стал Жамбылом, а затем вернул себе свое исконное
имя – Тараз. Город мне понравился. Он меньше, но гораздо чище Шымкента. Правда,
мороз и необходимость заниматься делами не дали возможности в полной мере его
изучить.
Принимал меня отель «Жамбыл»,
расположенный в самом центре, в 500 тенге от железнодорожного вокзала (если не
пользоваться услугами привокзальных таксунов). Номер – полулюкс, впервые в
Казахстане – с ванной. Завтрак, «шведский стол», отличается от шымкентского
жареными яйцами заместо вареных. Интересная особенность – сутки начинаются с
момента прибытия. Я приехал в 11.30, соответственно, через 24 часа срок пребывания
истекал. Утром, в 9 часов пошел договариваться о продлении пребывания на
полсуток. Мне его и продлили на полсуток – до 21 часа.
Снежно и морозно в Южном Казахстане |
На центральной площади |
Новое время - новые герои |
Нужно было решить еще одну задачку: попасть точно в срок в Талдыкорган.
Дорога туда делится на два отрезка: от Тараза до Алматы, затем из южной столицы
– до Талдыкоргана. Из средств передвижения я мог использовать только поезд,
автобус или такси. Надежность самолета после того, как я не смог добраться до
Кызылорды, вызывала сомнению, да и стоимость была несопоставима со всеми
остальными.
Мы с таразским координатором отправились на вокзал ловить удачу за вагон.
Билетов в кассах часто нет. Особенно накануне праздника (на носу был День
независимости). Вот тут и появляются сомнительные личности, которые предлагают
помощь в достижении нужной точки железнодорожным способом. В народе они
именуются “посадчики”. Как правило, они являются представителями проводников.
Схема, по словам местных товарищей, выглядит приблизительно так: проводник
выкупает часть мест в своем вагоне, договаривается с “посадчиками” по маршруту,
те ищут клиентов и приводят их к вагону, сдавая с рук на руки проводнику.
Проводнику остается только стричь купоны, ну еще откупаться от начальников и
правоохранителей различного ранга. Стоит это приблизительно вдвое дороже
купленного в кассе билета. Сами “посадчики” за свои услуги получают 100 тенге
(20 рублей) за каждого приведенного клиента. Но бывают времена, когда и такая
экзотическая услуга не помогает. Билетов не было ни у кого.
Мой выбор пал на автобус. Проблема была в том, что из-за погодных условий
(мороз, снег, гололед) дорога через перевал Курдай могла быть закрыта. Частные
перевозчики выезжали на свой страх и риск. Но других вариантов не было,
оставалось только положиться на волю судьбы. В автобусе стоимость проезда
зависит от расположения места: чем ближе к водителю, тем престижнее и дороже. В
передних рядах проезд из Тараза в Алматы обходился в 2500 тенге, в хвосте –
полторы тысячи. Я взял место у окна в середине салона, как раз напротив двери.
Автобус выехал на час позже положенного. Мороз на улице крепчал, преодолев
отметку в минус 20. В салоне согреться было невозможно: пока стояли, дверь
(напротив моего сидения) была открыта, мне пришлось утепляться максимальным
образом. Двинулись. Дверь захлопнулась, в салоне потеплело, но ненадолго. Из
всех щелей в меня устремились потоки пробирающего до костей свежего уличного
воздуха. Этот “кондиционер” работал на полную мощность, убавить было
невозможно. Я сожалел, что в салоне нет холодильника. Там хотя бы температура
плюсовая и можно было бы греться.
Чувствуешь, как постепенно превращаешься в сосульку. Ноги отмерзают.
Находишь место, куда струя воздуха с улицы проникает с меньшей силой. Одна нога
постепенно оттаивает, меняешь ноги. Вторая слегка приходит в чувство. В случаях
редких остановок дверь открывается и салон наполняется свежим морозным
воздухом.
Останавливались мы редко, но стояли подолгу. Выходишь на улицу, через
несколько минут зубы начинают отбивать дробь, ноги теряют чувствительность.
Забираешься в салон, и кажется, что там стало теплее. Автобус стартует,
чувствуешь, как к конечностям постепенно возвращается чувствительность.
Задремываешь на полчаса-час.
В половине шестого утра остановились у какой-то придорожной забегаловки.
Горячий чай, камин внутри – это заведение казалось верхом сервиса и комфорта,
куда там многозведным ресторанчикам. Отогревались минут 30-40, все это время
водители возились с двигателем.
Около восьми утра лопнуло колесо. Остановились у обочины. С одной стороны
серела степь. С другой – величественным монументом собственной неприступности
стояли горы. В рассветном полумраке их громады синели вдали. Горы – это всегда
завораживающее зрелище. Пока автобус стоял, совсем развиднелось. Где-то за
вершинами солнце окрасило небо в розоватый цвет. Стали видны силуэты лошадей,
пасшихся в степи. Они копытами разгребали снег, добывая бурую засохшую
растительность. Такие же лошади паслись в этой степи и лет пятьсот назад. В
таких местах время останавливается, и далекий суетный мир кажется нереальным.
В Алматы прибыли в половине одиннадцатого, а уже
через полчаса я ехал в такси (3000 тенге) в сторону Талдыкоргана. Дорога была
отличной, наш “мерседес” развивал до 160 км в час. Километров за сто до цели
(из 260) дорога пошла в гору, стала уже и нечищенной. До места добрались
приблизительно часа за четыре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий