У далеких берегов Амура. Благовещенск. Высокоморальные рогоносцы. Супермаркет прошлого тысячелетия. Краеведческий музей. История края. Дауры и дючеры. Завоеватели. Деньги и лица. Красные, белые, серые.
Дальше от кафедрального собора по
Рёлочному переулку расположен Палеонтологический музей. Вывеска гласит, что
открывается он с 8 утра, но мои несколько попыток попасть внутрь оказываются
неудачными. Наверное, у динозавров на меня аллергия. Возвращаюсь на улицу
Ленина.
В магазине на углу торгуют
всякими таежными целебностями. На вывеске указаны «панты морала» - наверное, продукт
высокоморального рогоносца. Да, морализаторы тоже могут приносить пользу
обществу.
Уверен, что пантам (хорошо, не "понтам") морала должен сопутствовать мускус карги |
На противоположной стороне улицы
в глаза бросается здание бывшей почтово-телеграфной конторы. На фоне
современных высоток оно смотрится особенно симпатично и элегантно. Чуть далее
распахивается широченная площадь Победы. За ней в листве деревьев желтеет
любопытное здание. Вычурный дом с колонами и украшенной фигурами крышей –
здание универсального магазина торгового дома «И.Я.Чурин и Ко». Иван Яковлевич
был одним из поставщиков Муравьева-Амурского, когда тот отправлял первые
экспедиции в Приамурье, затем расширил дело, магазины фирмы были разбросаны по
всему Дальнему Востоку и Маньчжурии.
Торговый центр образца конца XIX века |
Торговый дом украсил Благовещенск таким
замечательным универмагом, который соединял в себе не только магазины, но и
склады, электростанцию, чайную развесочную и розлив вин.
На противоположной стороне улицы
располагался магазин конкурентов, торгового дома «Кунст и Альберс», двух
гамбургских немцев, широко развернувшихся по Дальнему Востоку и Восточному
Китаю. В 1914 году универсам немецкой компании подожгли, как говорили, «из
патриотических побуждений». Советская власть положил конец частной торговле и
изобилию продуктов, а здание универсама приглянулось партийным «комам»: тут
были губком, обком, облисполком. Сегодня здесь обитает краеведческий музей.
Далекий предок супермаркета |
У кассы музея долго жду, пока
сотрудница изволит вернуться на рабочее место. Отправляюсь на осмотр, через
несколько минут вижу бегущего за мной охранника, мол, с рюкзаком нельзя, а то
вдруг там у вас бомба, а мне отвечать потом. Дабы удостоверить свои миролюбивые
намерения сдаю рюкзак в гардероб и возвращаюсь к экспозиции.
Как водится, вначале представлены
минералы, образцы флоры и, особенно, фауны, населяющие территорию региона. В
сердце поселяется гордость от того, что россыпи золотого песка выбрали
Приамурье для проживания. Залы, посвященные естественной истории, по количеству
и богатству экспонатами превосходят зальчик, посвященный истории края до
появления русских. По всей видимости, это должно подводить к мысли, что до
этого знаменательного момента и истории-то не было. Что ж.
Территория Приамурья была
населена еще в каменном веке. Потомками неолитических охотников, как считают
ученые, являются нивхи, оттесненные в низовья Амура более поздними пришельцами,
племенами тунгусо-маньчжурской языковой группы. В историческую эпоху Приамурье
являет собой окраину дальневосточной цивилизации, как в свое время славяне были
окраиной восточно-римского (византийского) мира.
В тринадцатом столетии здесь
появляются остатки разгромленных Чингисханом киданей, от которых ведут свое
происхождение дауры. Кстати, само название «Китай» происходит от имени этого
народа, киданей. По соседству с даурами обитают дючеры, в которых видят остатки
племен чжурчженей, не переселившихся на юг. Те, кто переселился, в дальнейшем
стали именовать себя маньчжурами. В шестнадцатом веке появляется еще один
весомый этнический компонент – воинственные эвенки. Так постепенно формируется
карта расселения народов в Приамурье. К началу семнадцатого века у этих народов
уже существуют племенные княжения (приблизительно, как у славян накануне
возникновения первых крупных государств) со своими укрепленными центрами-городками.
В этот время сюда начинаются походы маньчжуров. К слову, маньчжуры берут
штурмом городок Яксы, который ныне более известен под именем Албазина. Эвенкийский
вождь Бомбогор объединяет некоторые племена эвенков, дауров и дючеров на борьбу
с маньчжурами, но терпит поражение. В 1640 году его пленят и казнят. Походы
маньчжуров приводят к тому, что местные вожди принимают маньчжурское
подданство. Но для правителей маньчжуров Приамурье в то время – глубокий тыл,
их основные усилия направлены на завоевание Китая.
Именно в этот момент в бассейне
Амура и Зеи появляется новая сила, пришедшие с севера русские. Первым был отряд
Василия Пояркова. Зимой 1643-1644 годов он заявляется в долину Зеи и тут же
вступает в конфронтацию с даурским населением, требуя продовольствия себе, дань
пушниной и подчинения московскому царю. Дауры поднимаются на борьбу с пришельцами
и осаждают их в одном из городков. У осажденных возникают проблемы с
продовольствием – Поярков держит все припасы у себя, продавая их своим
«соратникам»: «Не дороги служивые люди. Вся цена им: десятнику – 10 денег, а
рядовому – 2 гроша». «Соратники» начинают питаться трупами убитых дауров. Это
вызвало возмущение аборигенов, которые в дальнейшем стали именовать русских
«луоша» (от «ракшасы» - демонов-людоедов в буддизме).
Пояркова сменяет Хабаров, который
переносит свои усилия выше по Амуру. Его отряд обосновался в укрепленном
поселении даурского князя Лавкая («Лавкаев городок»). Об отношениях между
русскими и местным населением говорит ответ князя Лавкая на предложение
Хабарова о переговорах: «Мы вас, казаков, знаем… хотите нас побить». Хабаров возвращается
в Якутск за дополнительными указаниями и подкреплением. Инструкция якутского
воеводы в отношении «князя Богдая» (цинского императора Китая) говорит: «чтобы
князь Богдай… был под Государевою нашего царя и великого князя Алексея
Михайловича всея Руси великою рукою… А буде ты, Богдай, не будешь под его
высокою Государевою рукою,… всех вас и жен и детей побьем без остатка».
На этот раз Хабаров захватывает
городок Яксы, столицу князя Албазы (Албазинский острог), который становится
основным опорным пунктом русских в Приамурье. Хабаров просит якутского воеводу
о присылке крестьян-землепашцев. Одновременно он «усмиряет» дауров и организует
походы вниз по Амуру. Сопротивление дауров значительно ослабевает.
Вскоре Хабаров возвращается в
Якутск, а лидером русских отрядов в Приамурье становится Онуфрий Степанов,
которого назначают «Государевым приказным человеком новой Даурской земли». 18
сентября 1653 года, всего через три дня после этого, он отправляется в поход
против дючеров. Кампания длилась до ноября. После ухода русских, в декабре 1653
года в этих краях появились маньчжуры, которые предложили дючерам переселиться
на территорию цинской империи. Весной Степанов вновь отправляются походом в
Дючерию. Вот что он пишет якутскому воеводе: «И по Амуру-реке до Шингалы-реки
дючерских людей не объявилося, а объявилось дючерских людей на Амуре немного. А
что в прошлом … году сбирал … с дючерских людей государев ясак, и тех улусов по
Шингалу не стало, и ясаку имать стало не с кого, … и по улусом, где были пашни,
и те все улусы пусты и выжжены, и севов нет, хлеба не сеяно нигде нисколько … и
севов нет нигде, и юрты, улусы все выжжены и разорены, а государева ясаку взяти
стало не с кого. И хлебных запасов ныне на усть Шингалы на великой реке Амуру в
войске [нет], с служилыми людьми и амурскими охочими казаками стали все голодны
и холодны и всем оскудали, хлебных запасов в войске не стало нисколько, и
свинцу и пороху нет, все издержали. А впредь [как] жить и как чем питатца, и
впредь не знаем, как нам холопем государевым, стало государевым ясаком и своими
головами промышлять. И ноне все в войске оголодали и оскудали, питаемся травою
и кореньем, и ожидаем государева указу». Шингалой в русских документах той
эпохи называлась река Сунгари.
Таким образом, целый народ вынужден
был сняться с обжитых мест и покинуть родину. Приблизительно в то же время уходят на правый
берег Амура и дауры. Таким был итог всего лишь полутора десятков лет
«первопроходничества» казаков. Специалисты до сих пор спорят, можно ли считать
действия казаков геноцидом.
В то же время отношения с
различными племенами эвенков у русских сложились лучше. В результате изменения ситуации в Приамурье эвенки смогли продвинуться
к югу на высвободившиеся земли. В Забайкалье часть эвенков вошла в состав
местного казачьего войска, а в дальнейшем была полностью ассимилирована.
По руководством Онуфрия Степанова
русские отряды максимально расширяют зону действия (соответственно, и
отъясачивания пушнины у местных жителей), переходя на правый берег реки Амур.
Но вскоре Степанов гибнет в сражении, а территория, контролируемая русскими,
начинает сокращаться.
В 1685-86 годах китайцы осаждают
Албазин, а по условиям Нерчинского договора 1689 года вся эта территория
признается владением цинской империи.
Вернемся к краеведческому музею.
Самая интересная, на мой взгляд, экспозиция – это подборка, посвященная
событиям 1917-1922 годов. Правительства, правители и претенденты на их роль
менялись, как в калейдоскопе. Очень хорошо эту эпоху характеризуют купюры,
бывшие тогда в обращении, они выпускались самыми разными структурами. Разрыв
связей с другими регионами и со столицей вызвал нехватку наличных в обращении. Недостаток
общегосударственных денежных знаков, «керенок», уже в 1918 году восполняется
благовещенскими городскими разменными билетами, а затем и амурскими областными.
Обосновавшиеся в городе советы выпускают в обращение сибирские кредитные билеты
(т.н. «молотки») и продолжают выпуск благовещенских городских билетов (эти
деньги в народе прозвали «мухинки», по имени Федора Мухина, председателя
облисполкома и дореволюционного фальшивомонетчика).
Бюст Федору Мухину, убитому в 1919 году, установлен рядом с площадью Ленина, между двумя монументами Ильичу |
Однако, наличных все равно
не хватало. В ход шло все, что угодно – государственные процентных бумаги и
купоны на них, почтовые марки, чеки из чековых книжек («розовые чеки» местного
отделения госбанка). Свои «денежные знаки» выпускали предприятия и организации.
В частности, широкое распространение имели боны торгового дома «Кунст и
Альберс», в чьем здании сейчас обосновался музей.
Кстати, уже в эти годы население
предпочитало, по мере возможности, закупать необходимое для жизни в Китае,
поскольку торговля внутри страны была нарушена военными действиями. Курс рубля
к китайскому доллару падал катастрофически. В 1920 году в январе за него
просили 200 рублей, а в сентябре того же года стоимость одного китайского
доллара составляла 100-150 тысяч (!!!) рублей. Имеются ввиду денежные знаки
различных сибирских или местных выпусков. Оклад служащих, получавших
максимально возможное вознаграждение, составлял 0,7-0,8 китайского доллара. К
июню 1920 года хлеб стоил 15 рублей за фунт, мясо – 500 (конина была дешевле –
всего 200 рублей). Фунт сахара обходился в 725 рублей. За пару ботинок нужно
было выложить 20 тысяч, а пару сапог – 28 тысяч.
Странное чувство охватывает,
когда смотришь на документы – постановление, воззвания, письма, приговоры, а
особенно на фотографии участников тех событий. Многие фотографии сделаны
буквально накануне гибели в бою или казни. Вереница давно ушедших людей,
страстей, пота и крови. И, кажется, помещение наполняется гулом голосов,
треском выстрелов и криками. Гражданская война – большая трагедия. Активные
люди боролись. Кто-то за идеи, идеалы, кто-то за власть, кто-то за деньги.
Кто-то пытался заграбастать чужое, а кто-то защищал свое. Белые, красные,
зеленые. А еще были серые – рядовые обыватели, без амбиций и идей, которые
пытались просто выжить в этом круговороте событий. И подумалось, что именно
эти, последние, больше всего страдают и именно они, в конце концов, побеждают и
выживают.
Наибольшее впечатление лично на
меня произвело письмо дальневосточного поляка-большевика Генрика Дрогошевского,
отправленное им семье перед казнью. Спокойствие, выдержка, мужество в такой
момент – многие смогли бы так?
Комментариев нет:
Отправить комментарий